Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Егорлыкский Центр внешкольной работы

 

Директор МБОУДО Егорлыкский ЦВР – Данилюк Екатерина Петровна
График работы: с 8.00 до 16.12
Адрес МБОУДО Егорлыкский ЦВР: 347660, Ростовская область, ст. Егорлыкская, улица Ленина 62
Телефон для справок, факс: (8-86370) 21473
Адрес сайта: www.ecvr.ru
Адрес электронной почты: mbouezwr@ya.ru

   
Статьи и обзоры nachodki.ru

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи.  Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в учреждениях дополнительного образования условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности. 

 

На практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на занятиях, ориентируемся на обучающегося средних способностей. Даём возможность слабому обучающемуся достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание детям с более сформированными знаниями.  Поэтому перед педагогом встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к детям и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний. "Одаренный ребенок" — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению, более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников. Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, "одаренными и талантливыми детьми являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей". Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества. Согласно Дж. Рензули, одарённость детей есть стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативности (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу). Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей. Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится педагогу.

Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные дети, как правило, интересуются не одним предметом или, бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому педагог должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для детей индивидуальные задания, не позволяя одаренному ребенку работать вхолостую. Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренных детей и понаблюдав за своими учениками, мы выделили для себя наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным детям, которые послужили нам опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально одареннымидетьми.

  • Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
  • Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
  • Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
  • Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще "недоступны", и в решении некоторых из них добиваются успеха.  Условия успешной работы с одарёнными детьми:

1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными детьми

3. Признание того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в работе. 

  Сущностью данного опыта в создании условий, обеспечивающих выявление и развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, а также реализацию их потенциальных возможностей. Как результат создание целостной системы работы с одарёнными детьми. Нами разработана система работы по развитию художественной одаренности, которая предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности в дополнительном образовании с учетом характерных для одаренных детей особенностей.

Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.

Предлагаемая система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Приоритетная функция как педагога дополнительного образования по ИЗО - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития одаренности детей применяем универсальные технологии: 

  1. личностно-ориентированного обучения; 
  2.  информационно – коммуникационные технологии;
  3. технологию исследовательской деятельности;
  4. проблемное обучение.

Основной метод, который мы применяем в работе с детьми - это создание ситуации успеха. Что нужно для этого? Необходимо чтобы ребенок почувствовал себя раскрепощенно: перестал бояться неудачи и проявил свои творческие возможности. Для того чтобы этого достичь очень важно создать эмоциональный, точный настрой на занятие. Скучная атмосфера - залог унылости и ощущения безнадежности у обучаемого. У детей вызывает интерес новизна и актуальность темы, приближение ее к жизни.

В ходе обучения также очень важна постепенность: от малых знаний к большим, развитие умений обучаемого от простейших навыков к более сложным приемам работы. Кроме этого необходимо руководствоваться принципом последовательности, тесно связанным с принципом доступности, посильности обучения. Для того чтобы дети умели правдиво изобразить натуру, педагог в первую очередь должен научить их правильно видеть основные особенности ее строения. Поэтому, приступая к какой-то теме, мы начинаем ее с лепки, где каждый ребенок может не только увидеть, но и почувствовать, осязать части целого. Зная форму, дети приступают к рисунку. Многие после лепки могут сделать это самостоятельно. Далее педагог подводит детей к декоративно-прикладному творчеству, применяя рисование на ткани.

Объем и форма – первая ступенька обучения. Лепка для ребят - наиболее простой способ понять форму предмета. Здесь важно изготовление животного или чего-то другого по частям. Это позволяет детям определить геометрические формы частей создаваемого предмета. Используя различные материалы,педагог создает ситуацию новизны. Если слабые пальцы и у ребенка не получается лепить из пластилина, то надо попробовать соленое тесто - более пластичный материал. С ним легче работать и, не отвлекаясь на трудности, мы можем больше внимания уделить творчеству. Объемное изображение из бумаги, природного материала дают яркую картинку, дети лучше запоминают форму предмета.

Линия и цвет– следующая ступенька. Подбирая темы работ, я стараюсь найти легкие формы (начиная с округлой), но доступные в изображении - близкие в жизни примеры (рыбки, птицы, домашние животные, насекомые). Здесь важна последовательность восхождения от простого к сложному. Цвет для ребенка является необходимым средством для передачи своих ощущений, переживаний, настроения. Каждая краска дает свои возможности изображения, задуманного: яркость, прозрачность, блеск. Ребята учатся применять разные краски в различных ситуациях. Разнообразие видов красок (гуашь, акварель, акриловые, краски по ткани) не дает ребенку устать от повторений и дает возможность найти именно свои более любимые краски. Сначала рисуем пальцами, если группа сильней - кисточкой, пастелью. Получая живую линию, ребенок убеждается, что он может нарисовать предмет. Рисунок простым карандашом наиболее труден для ребенка. Поэтому мы приступаем к нему, только после перечисленных этапов.

Освоив трудности карандашной линии, мы переходим на следующую ступеньку – рисование на шелке. Изготовление такой работы дает детям возможность почувствовать нужность своих занятий. Изделия выглядят нарядно, ими можно украсить дом, подарить близким. Обучение живописи, особенно на первых порах, проходит труднее, чем обучение рисунку, так как стихия краски часто приводит к неорганизованности в работе. Батик помогает преодолевать эти трудности. Легче смешивать цвета, решать колористические задачи.

Постепенно усложняя задания, осваивая разные материалы, педагог расширяет возможности ребенка. Все больше и больше его уверенность в своих силах. Естественно, что педагог должен чувствовать внутреннюю готовность ребенка перейти на следующий более сложный уровень. Очень важно не упустить этот момент, и не замедлить динамику развития способностей.

Основной метод, применяемый педагогом на занятиях, проектный. Дети разрабатывают индивидуальные и групповые проекты. Работая над проектом, каждый ребенок проявляет активность, креативность, вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание, у детей формируются исследовательские и коммуникативные умения. Одно из направлений деятельности кружка – «Вторая жизнь бытового мусора». Дети с большим интересом создают своими руками «красоту из ничего».

Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. С этой целью педагог проводит выставки творческих работ с приглашением родителей, общественности, у каждого ребенка имеется портфолио творческих работ в бумажном и электронном виде. Принимаем активное участие в различных конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах по ИЗО, научно-практических конференциях.

Результативность.

Перед современным педагогом общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ребенка. Проведенная работа с высокомотивированными и одаренными детьми дала положительные результаты:

- активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Ежегодно наши обучающиеся занимают призовые места и становятся победителями творческих городских конкурсов и олимпиад по ИЗО.

В заключение хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны педагога дополнительного образования, но и учреждения в целом.  В нашем учреждении создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным детям реализовывать свои возможности.

За период работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися были сделаны следующие выводы:

 • работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

• целесообразно проводить занятия, как с группой обучающихся, так и индивидуально;

• обучающимся должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Важно научиться технологиям работы с одаренными детьми. С этой целью педагоги занимаются самообразованием, в т.ч. по организации деятельности с творческими и талантливыми детьми.

   

Версия для слабовидящих  

   

Информационно-образовательные ресурсы  

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Официальный интернет-портал правовой информации

 

   

Login Form  

   
© Copyright © , МБОУДО Егорлыкский Центр внешкольной работы, 2016