Содержание дисциплины «Краеведение» не сводится к содержанию ни одного другого предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов. Курс содержит обращение к реалиям повседневной жизни егорлычан, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью актуального содержания и осуществления личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемой дисциплины.
На занятиях в д/о «Компас.ру» педагогом применяются разнообразные образовательные технологии.
Среди них особое место занимает технология проблемного изучения. Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Задача педагога – подвести учащихся д/о «Компас.ру» к противоречию и предложить самостоятельно найти способ разрешения. Обучающиеся учатся излагать несколько точек зрения на один и тот же вопрос. Пример проблемного обучения в практике автора представлен вопросами об истории Дона, например «Греки жили ли на Дону, правда или миф»? Обучающимся поставлен вопрос, к истине приходим различными способами, при помощи дебатов или обсуждений.
Активно внедряется в практику исследовательская технология. Каждый педагог в работе предусматривает часы на развитие у обучающихся навыков исследования. Обучающиеся д/о «Компас.ру» учатся брать интервью, собирать и систематизировать материал, анализировать события, правильно оформлять исследовательскую работу. Результатом исследовательской деятельности является участие воспитанников в конкурсах исследовательских работ. Обучающиеся участвуют с исследовательскими проектами в конкурсах различного масштаба, таких как «Зеленая Планета», «Славен Дон».
Педагог успешно применяет проектную технологию. Главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач. В данный момент, воспитанники реализуют два проекта: экологический «Зеленая миля», патриотический «Победа Деда моя Победа». Наши проекты представляют собой путеводитель «Памятные места станицы Егорлыкской». Автор совместно с обучающимися ведет сбор информации об исторических объектах, достопримечательностях станицы Егорлыкской, ученики производят фотосъемку, затем все это структурируется и обрабатывается. Завершающий этап – создание печатного путеводителя.
Все больше востребованы и практически каждым педагогом используются информационные технологии. Повсеместное использование компьютера, Интернета, социальных сетей позволяет быстро и оперативно получать и обрабатывать информацию.
Очень популярны интерактивные технологии, в частности игровые технологии. Их с успехом применяют практически на каждом занятии вне зависимости от темы. Согласно действующим стандартам образования, для улучшения качества преподавания дисциплины и увеличения заинтересованности школьников, в процессе изучения географии своего края применяются следующие активные формы обучения:
· ролевые игры – коллективные формы работы (например «Туристическое агентство»);
· дискуссии – коллективное обсуждение, во время которого происходит борьба мнений (например брейн-ринг на различные темы по краеведению: «Наши земляки», «По страницам истории...»);
· практические работы на местности – их особенностью является закрепление теоретических знаний и формирование географических умений, эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии своего края, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека;
· экскурсии – способствуют распространению мировоззренческих взглядов на жизнь, пропаганде знаний о природе своей местности (например, экскурсии в Егорлыкский музей Боевой Славы, а также по местам исторических и культурных достопримечательностей);
· семинары – это не способ проверки или оценки учебный достижений учащихся, а специфическая форма организации учебно-познавательной деятельности школьников (например, выездной семинар в лиман Егорлыкского района на тему «Флора и фауна Егорлыкской»).
Таким образом, занятия юных краеведов проводятся в основном в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах. Темы «мой дом», «мой район», «мой ЦВР», нацелены на воспитание любви, уважения к Центру Внешкольной работы, как к своему второму дому, своей улице и посёлку как к малой родине.
Данные активные формы обучения реализуются на занятиях «Краеведения» с учетом возрастных особенностей детей в возрасте от 8 лет до 18 лет. Такое распределение сложности проводимых мероприятий позволяет улучшить качество восприятия изучаемого материала и сохранить интерес школьников к дисциплине на протяжении всего периода обучения.
Из 39 конкурсов и проектов за 2016-2019г.г., в которых приняли непосредственное участие ученики, посещающие занятия по «Краеведению», в 32 они заняли призовые места. Автор также неоднократно принимала участие в выставках, конкурсах и мероприятиях различного масштаба, от регионального до международного уровня.
Результат освоения программы высок, обучающиеся принимают участие в конкурсах различного масштаба от районного до международного. Педагог также участвует в профессиональных конкурсах, в научных конференциях.
Курс «Краеведение» выполняет объединяющую функцию, которая обеспечивает формирование у обучающихся целостной и общей научной картины природного, социального и культурного мира, взаимоотношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознание своего места в обществе. Он создает основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Педагог дополнительного образования Дробышева Марианна Васильевна