Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   
Шаблоны Joomla здесь
  Музыкальное воспитание необходимо ребёнку для того, чтобы он мог лучше адаптироваться в социуме, лучше идти на контакт, быстрее понимать других, проявлять положительные качества в своей жизни.
  Певческие возможности детей невелики. Но, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства.
  И я, как педагог, каждый раз стараюсь заинтересовывать содержанием песни своих юных вокалистов - как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.

   Хочется отметить, что процесс разучивания имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее ее разучивание. Работая с начинающими, я стремлюсь обучить их простейшим певческим навыкам: правильному звукообразованию, правильному дыханию, хорошей дикции, чистоте интонаций, а так как осуществляется групповое обучение, то и ансамблю – стройному согласованному пению. Перечисленные вокально-хоровые навыки помогают выразительному пению, формируя голос и слух.

Этому способствуют и некоторые приемы: выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д.), словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. Целесообразность применения тех или иных приемов диктуется особенностями каждой песни.

Изначально дети узнают, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя руки свободно расположены вдоль туловища. Правильное положение корпуса и головы во время пения способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука. И работа над «певческой стойкой» идет постоянно, постепенно и терпеливо (с моей стороны), пока у ребенка, наконец, не сформируется привычка стоять правильно и красиво во время исполнения.

     Работая над звукообразованием, обучаю детей петь естест­венно — легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук. Напевность до­стигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и. Для овладения навыком легкого, подвижного пения мной ис­пользуются показ, игровой прием («споем на дудочке: ду-ду-ду», «покажем, как звенит колокольчик: динь-динь-динь» и т. д.). Та­ким образом у детей (особенно старших) развивается умение про­извольно менять характер звучания. 
       Полностью согласна с рядом педагогов современности, что в работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Например, в исследовании А.И. Катинене (1974) содержится констатация «качественного своеобразия певческого звучания и певческих диапазонов детей 5-7 лет» и вывод необходимого учета этого своеобразия. Однако делать это следует очень осто­рожно. 
   Сначала проверяется объем голоса каждого ребенка, выясня­ется, кому из детей трудно петь, а затем продумываются раз­нообразные приемы, например, правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих сажают в первом ряду). Тогда есть возможность наблюдать за ними и своевременно прийти на помощь. Кроме того, сидящие впереди слышат, как поют другие дети. 

Чтобы научить ребят правильно интонировать, я так же использую попевки в наиболее удобной тесситуре, построенные на устойчивых звуках той или иной тональности («Зайка», русская народная мелодия, «Кукушка» Е. Тиличеевой и др). Эти маленькие песенки построены на трех устойчивых звуках (соль, ля, си) соль-мажорной тональности. С трудными интервальными ходами помогут справиться попевки «Эхо»«Качели» Е. Тиличеевой и др. Здесь дети несколько раз подряд упражняются в правильном интонировании сексты, септимы и других сложных интервалов.

Мной так же используются упражнения на развитие дикции и артикуляции, что способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Объясняю детям, что надо исполнять песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.

Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни, а приемы применяю такие:

выразительное чтение текста песни в процессе разучивания; коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно; коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании; пение а капелла.

В работе над дикцией обращаю внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Считаю удачным прием — произнесение шепотом или голосом текста в ритме этой песни. Широко использую скороговорки, ритмические и логоритмические игры. Хотела отметить, что четкость артикуляции во многом зависит от понимания ребенком смысла произносимых слов, поэтому наглядный метод помогает в данном случае, и я использую скороговорки в картинках.

Главным звеном единого певческого процесса считаю развитие певческого дыхания. Здесь я применяю, главным образом, указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям справиться с заданием. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависит качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуют делать детям одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания использую песенки в среднем темпе в двухдольном размере, затем постепенно фразы удлиняю. Также практикую упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.

Чувство ансамбля - слаженность детского пения так же требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Однако, не использую прямых указаний«пойте громче, тише. быстрее и т. д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков, нюансов, подчеркивающих содержание песни. Понимая назначение этих динамичных оттенков, дети, естественно, воспроизводят нужную интонацию.

Строй (правильность и чистота мелодической интонации) — одно из самых важных хоровых певческих умений. Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь нефальшивого пения и активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль. Вот некоторые приемы. Например, перед началом песни тихо напеваю, как бы настраивая детей. Затем с этой же ноты начинаю петь с детьми разучиваемую песню или предлагаю детям протяжно петь один звук, то есть «поем все как один». Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений, ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка). Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования; предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга.

     Итак, согласно программе «Голос детства», руководствуясь которой осуществляется вокальное обучение детей, мной используются:

Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса:

-словесный (устное изложение, беседа и т. д.);

наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);

практический (упражнения).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Приемы обучения:

- игра;

- беседа;

- показ видеоматериалов;

- показ педагогом;

- наблюдение.

   

Версия для слабовидящих  

   

Информационно-образовательные ресурсы  

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

pravo_gov_ru.jpg

navigator1

Закон о персональных данных 519-ФЗ 30.12.2020

 qr

 

qr code cvr

 

Ваше мнение фомирует официальный рейтинг организации:

qrcode

https://bus.gov.ru/

   

Ответственный за сайт:  

Мартыненко Н. В.

тел.: +7(928) 778-22-20;

E-mail: n1kitamart@mail.ru

пн-пт - 08:00-17:00;

Значок вк (вконтакте) в png формате

   

Login Form  

   
© Copyright © , МБОУДО Егорлыкский Центр внешкольной работы, 2016