Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   
Шаблоны Joomla 3 тут

автор: педагог дополнительного образования Ткачева Алла Николаевна

Групповой тренинг для педагогов на тему:

«Использование арт-терапии в работе клуба для детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особенные дети, требующие большого внимания, заботы и любви. Ребёнок с ОВЗ, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет весь ход жизни семьи. Признание у ребёнка дефектов развития почти всегда вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Поэтому данной категории родителей необходима психологическая поддержка и помощь. Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа родителями и детьми с ОВЗ.

Это особенно актуально в период школьного детства, который является одним из самых важных этапов в жизни человека. Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким семьям полноценно и органично существовать в социуме?

Можно использовать технологию, несущую особые коррекционные и развивающие возможности, направленные на помощь детям с ОВЗ. При организации работы с детьми по программе дополнительного образования невозможно ограничиться использованием однажды усвоенных методов работы. Быстро меняющийся мир, а также специфичность системы дополнительного образования, обеспечивающей наибольшую возможность для проявления творчества, мотивируют педагога на поиски новых технологий, методов, форм и средств организации профессиональной деятельности.

Так, в результате поиска новых подходов к организации детско-родительского клуба «Мы здесь, мы вместе», удовлетворения творческих и психологических потребностей участников клуба возникла идея использования на занятиях с детьми и родителями метода арт-терапии. Групповой тренинг является хорошим способом оказать методическую помощь педагогам.

 

Цель тренинга: повышение профессионального мастерства педагогов- участников тренинга через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния участников детско-родительского клуба.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.

2. Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у педагогов, используя мандалотерапию как одну из форм организации тренинга.

3. Развивать профессионально – творческую активность, способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

Суть тренинга: данный материал может быть использован педагогами в групповой работе с родителями и детьми от 7 до 14 лет с ОВЗ.

Цель использования данной технологии:

• снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;

• развитие навыков и умений выражать свое настроение и эмоции, используя технику рисования;

• коррекция эмоциональной сферы, нормализация поведения;

• воспитание художественного вкуса, усидчивости, аккуратности

развитие творческого потенциала;

• развитие мелкой моторики рук;

активизации внутренних ресурсов;

• гармонизации внутреннего состояния;

• релаксация.

Мастер – класс для педагогов на тему:

«Использование арт-терапии в работе клуба для детей с ОВЗ»

Доказано, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека – потребность в самоактуализации Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворенность своим бытием в мире, попросту, делает нас несчастливыми.

Материалы: релаксационная музыка, видеофрагменты, карандаши, фломастеры, минимум 12 цветов, белая бумага формата АЗ или А4 для каждого участника, (или готовый рисунок мандалы), циркуль или большая тарелка.

- Термин «арт-терапия» появился в нашей стране не так давно и дословно означает – терапия искусством. Сколько существует видов искусств и способов самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды:

- цветотерапия,

- сказкотерапия,

- музыкотерапия,

- песочная терапия,

- мандалотерапия,

- библиотерапия,

- игротерапия,

- танцевальная терапия,

- рисование.

Поэтому каждый педагог нашего Центра внешкольной работы может применить эту практику к своему направлению. Многие из этих методов широко распространены и возможно активно вами используются.

В этом учебном годы на базе нашего ЦВР начал работу детско-родительский клуб для детей с ОВЗ. Наверное, каждый из вас задумывается над тем, как найти эффективные методы работы с такими особенными детьми. Наш мастер-класс вам в помощь.

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние как ребенка, так и родителя, а именно:

- выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;

- избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;

- избавиться от страхов и фобий;

- избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;

- повысить самооценку и уверенность в себе.

Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

- помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;

- способ установить доверительные отношения;

- предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;

- является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);

- является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;

- применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

следующие виды арт-терапии:

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Находясь в сказке, обучающийся взаимодействует со сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние обучающегося, позволяют выразить душевные переживания. Дети рисуют свободно, не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.

Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки ненавязчив, снимает страхи, напряжённость.

Наиболее распространена в работе с детьми и взрослыми мандалотерапия, которая позволяет максимально реализовать творческие способности, не имеет ограничений или противопоказаний, является безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Цель такой работы не научить рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими отрицательные эмоции, дать выход

творческой энергии. Сегодня наша встреча посвящена технике медитативного рисунка – мандала. На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств.

Мандалы очень полезны и для взрослых, и для детей. Они помогают полностью расслабиться. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей

Для меня, как руководителя нашего клуба «Мы здесь, мы вместе» мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в нашей совместной работе. Хочу более близко познакомить и вас с техникой мандала.

Использование метода арт-терапии на занятиях

Источником инновационной идеи для меня послужила тема по самообразованию «Арт-терапия в работе с детьми». Имея высшее образование по специальности «Педагогика и психология» и изучая материал по теме самообразования, я пришла к мысли использовать метод арт-терапии для предоставления обучающимся свободы творчества, в то же время обучая их различным видам изобразительной деятельности. В результате объединения метода арт-терапии и занятий декоративно-прикладным искусством учащиеся получают возможность свободно применять полученные знания, умения и навыки, реализовать свои творческие идеи без страха и сомнения в успешности своей работы.

Арт-терапия – это язык искусства, красок, форм, образов, который помогает выразить то, что сложно сказать словами, это лечение искусством. Задача арт-терапии – не научить ребенка делать что-то (поделку, рисунок), не приблизить его к какому-то образцу, а научить его выражать свой внутренний творческий потенциал, который заложен абсолютно в каждом, научить чувствовать себя, слышать, идти за тем, пока еще, может, слабым импульсом, который просится выйти наружу [1: 4]. Это основа, на мой взгляд, любого творчества.

Не может быть красивых и некрасивых рисунков или поделок, потому что каждый продукт творчества отражает мир маленького человека, тем более если это ребенок с особенностями здоровья. Важно объяснить, что ребенок может сделать сам что-то особенное.

На мой взгляд, арт-терапия является средством самопознания и исцеления через свободное творческое самовыражение. Самые общие цели, которые призвана решать арт-терапия, – это лучшее понимание человеком самого себя, повышение внутренней согласованности, целостности, открытие в себе инициативного, ответственного деятеля.

Педагог: Самый главный вопрос – нравится ли вам то, что вы изобразили? Если есть желание что-то добавить или перерисовать, обязательно нужно это сделать.

Мандала будет закончена тогда, когда, глядя на неё, вы будете полностью довольны.

Сейчас посмотрите внимательно на ваш рисунок. В работе с детьми можно предложить сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Когда дети вербализуют рисунок, это помогает им научиться точно, передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные.

Важно, слушая историю, придуманную ребёнком, воздерживаться от каких-либо комментариев и своих интерпретаций.)

Родителям же предлагаю в непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попрошу прислушаться к тому, что они чувствует, и рассказать об этом. Спрошу у педагогов, как менялось их настроение в процессе создания мандалы: менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое чувство вызывает мандала сейчас? Что хотел бы еще сказать и спросить?

Педагог: - Мандала. Что же это такое? Самое простое объяснение: мандала – это рисунок в круге. Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности. Чаще всего мы не замечаем присутствие мандалы в нашей жизни и то, что мы сами того не зная периодически ее создаем. Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.

Для создания мандалы нам необходимы следующие материалы: релаксационная музыка, карандаши, фломастеры, минимум 12 цветов, белая бумага формата АЗ или А4 для каждого участника, циркуль или большая тар В этой технологии есть свои тонкости:

- Мы рисуем ради процесса, не ради результата.

- Рисовать умеют все, нам не нужны специфичные художественные навыки.

- Мы с уважением относимся к своим работам и работам других участников занятия.

- Во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;

- Дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;

- Не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.

Включается релаксационная музыка.

Педагог: - Часто мы мечтам о том, что наша жизнь скоро изменится. Улучшатся финансовое положение, здоровье, отношения с близкими. Мы стараемся что-то делать, прилагаем усилия, а наши мечты так и остаются мечтами. Но есть очень простое и доступное средство помочь осуществлению мечты. Надо нарисовать ее! И проще всего использовать для этого образ мандалы.

Законы Вселенной таковы, что она очень точно реагирует на наши мысли, слова и образы. В итоге, мы получаем то, о чем чаще всего думаем, говорим и представляем. Так мы притягиваем в свою жизнь определенные энергии, которые сами же и излучаем. Еще много лет назад наши предки использовали для общения пиктограммы, символы и знаки – образы, которые записываются в сознании и подсознании, а затем воспроизводятся в реальности. Любое желание, детально сформулированное и выраженное в рисунке, имеет в сотни раз больше шансов стать действительностью. Вся Вселенная помогает его осуществить.

При рисовании мандалы важно сконцентрироваться, отпустить все посторонние мысли, уединиться, а затем рисовать от внешней границы круга внутрь. Таким образом, мы постепенно движемся внутрь себя.

Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие. Сядьте удобнее и закройте глаза. Представьте себе, что Вы - в необычном (волшебном) месте. Оно будет таким, каким Вы захотите его сделать, потому что оно - только ваше: вы здесь самые главные. Сделайте глубокий вдох выдох, вдох выдох, посидите еще немного так расслабленно. Постарайтесь запомнить с закрытыми глазами, какие образы, какие цвета или картины у вас возникают. Запомните, что Вы видите перед собой. А когда вы будете готовы, предлагаю воспроизвести всё это на листе.

Рисование мандалы

Педагог: - Расслабьтесь, закройте глаза и подумайте о желании, о своей заветной мечте. Представьте ее в виде некоего образа, символов. Подумайте о том, какого цвета Ваше желание. Затем сделайте набросок мандалы, используя простой карандаш, не переставая думать о мечте.

Предлагаю Вам, взять листы бумаги с нарисованным кругом, или готовые мандалы, выбрать самый красивый цвет и нарисовать в центре круга все что захочется. Продолжайте работу, продвигаясь от центра к краям листа, пока весь круг не заполнится. Если захочется нарисовать что-то за пределами круга, рисуйте.

Педагог: - Прежде чем мы начнем, я озвучу вам несколько правил, которые мы должны соблюдать во время нашей творческой деятельности:

Педагог: - Рисуя и выпуская свою творческую энергию, мы избавляемся от проблем и беспокойств, гармонизируем собственное состояние, становимся уравновешенными и умиротворенными. Наши желания достигают уровня восприятия Вселенной, и она откликается на них, превращая в реальность.

Когда работы закончены.

Педагог: - Как бы Вам хотелось назвать свою мандалу. Попробуйте посмотреть на свою мандалу свежим, как бы отстраненным взглядом и дать ей название не

столько из темы, выбранной перед началом работы, сколько из того, что как вам кажется, нарисовано сейчас в этом круге. Можете попробовать изменить положение мандалы, вращая ее и прислушиваясь к своим ощущениям. Таким образом, найдите наиболее комфортное для вас расположение мандалы. Название должно быть кратким, желательно односложным. Запишите это название. Педагог: - что Вы изобразили?

- Не изменилась ли ваша цель в процессе рисования? (отвечают по желанию)

- Удалось ли вам войти в желаемое состояние?

- Как вы ощущаете себя сейчас?

- Близок, ли вам оказался этот метод?

- Сделали ли какие-то открытия сегодня или всё уже было известно?

Педагог: - Как в работе с детьми можно использовать метод мандалы?.

1. Детские мандалы – раскраски (их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки).

2. Рисование мандалы на камнях

3. Выкладываем мандалу из пуговиц

4. Выкладываем мандалу из круп

5. Выкладываем мандалу из листьев

6. Выкладываем мандалу из шишек

7. Выкладываем мандалу из камушек и ракушек

8. Выкладываем мандалу из природного материала

9. Мандала, выполненная на диске (пластилиновая мандала)

10. Плетение мандал из ниток

Педагог: - Предлагаю выбрать любую маленькую мандалу себе на память, но прежде напишите в нем: что нового узнали для себя, свои впечатления и пожелания. В целом, мандалам предначертано приносить удачу. Давай идти ей навстречу.

Использованная литература и интернет-ресурсы

1. Копытин А.И., Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». СПб.: Речь, 2005.

2. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.

3. Статья: Мандала. Электронный ресурс [http://www.krugosvet.ru] (1997-2016 Универсальная научно-популярная энциклопедия “Кругосвет).

4. Статья: Практическая работа с детьми с использованием техники Мандалы. Шевелёва Е.В. электронный ресурс [www.b17.ru].

5. Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95-182.

6. https://son-net.info/vvodnoe-zanyatie-mandala/

   

Версия для слабовидящих  

   

Информационно-образовательные ресурсы  

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

pravo_gov_ru.jpg

navigator1

Закон о персональных данных 519-ФЗ 30.12.2020

 qr

 

qr code cvr

 

Ваше мнение фомирует официальный рейтинг организации:

qrcode

https://bus.gov.ru/

 

vdp161

   

Ответственный за сайт:  

Мартыненко Н. В.

тел.: +7(928) 778-22-20;

E-mail: n1kitamart@mail.ru

пн-пт - 08:00-17:00;

Значок вк (вконтакте) в png формате

   

Login Form  

   
© Copyright © , МБОУДО Егорлыкский Центр внешкольной работы, 2016