Не первый год в Егорлыкском Центре внешкольной работы функционирует летний оздоровительный лагерь «Лотос». Его летопись и история накопила много интересных фактов и событий, обучающиеся с желанием его посещают. Но наибольшую популярность оздоровительный лагерь начал приобретать, когда мы начали организовывать тематические смены. Наш лагерь работает не только в летние каникулы. В этом году были организованы две тематические смены: в осенние каникулы – смена называлась «Ум.Ка. Умные каникулы», в весенние каникулы – экологическая смена «Эколог и Я»
Цель работы «Ум.Ка. Умных каникул» создание системы интересного и разнообразного по формам и содержанию отдыха и оздоровления способных детей.
Задачи:
- создать условия для развития творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей;
- поддерживать дух сотрудничества и взаимопомощи в процессе саморазвития творческой личности;
- реализовывать творческий потенциал, демонстрацию исполнительского мастерства.
Основная идея – через игру привлечь детей в активную разнообразную деятельность, связанную с выбором пути дальнейшего углубленного развития определенных способностей. Программа предусматривала не только развитие творческих способностей детей, но и получение определенных знаний, умений и навыков. В итоге все дети получили возможность самоутвердиться, самореализоваться, попробовали себя в разных социальных ролях.
Для успешной, более продуктивной деятельности педагогов с такими детьми до начала работы лагеря был проведен семинар «Особенности одаренности», на котором были рассмотрены вопросы: «Что такое одаренность», «Как работать с такими детьми». Знания, полученные на семинаре помогли педагогам правильно строить работу свою деятельность.
Реализация целей и задач состоял в организации игры «Поможем жителям Барбареллы».
- Участники игры: дети, педагоги, администрация. Дети разделены на группы – помощники трем барбарикам. Все мероприятия проводятся вместе и оцениваются по группам и индивидуально. Каждая группа носит название барбарика, которому помогают, придумывают свой девиз, эмблему, сочиняют гимн, свои кричалки-позывные. На протяжении всей игры дети должны пройти все запланированные задания в виде мастер-классов, выставок, экскурсий, викторин, трудовых поручений, и других непредвиденных ситуаций и получить как можно больше в своих дневниках смайликов. На основе подсчета количества смайликов у каждого и в команде в целом определяется команда – лучший помощник барбарикам и выявляются способные дети, и даже таланты.
Легенда на основе, которой строится игровой поле: «Добрые человечки с планеты Барбарелла, которые в школе Дружбы умеют отлично дружить и хотят, что бы вся вселенная научилась этому. Но злой компьютерный вирус отнял у них способности: петь, танцевать, рисовать, изготавливать чудесные поделки. Барбарики перестали мудро мыслить. Задача детей в течение смены помочь барбарикам приобрести способности, которыми они владели раньше, и обрести вместе с ними новые. Пройдя все мастер-классы, посетив все конкурсы, культурные учреждения в нашей станице, разгадать секреты: как рождаются таланты. Для быстрого и успешного прохождения всех испытаний необходимо разделиться на группы и помочь трем барбарикам: Лелику, Бубику и Бибику. В результате выполнения всех заданий дети помогут барбарикам вернуть утерянные способности, тем самым восстановить то, что испортил компьютерный вирус»
В течение работы смены работали мастер-классы:
«Украсим планету цветами» - вязание крючком – Филь О.А.
«Создаем цветы из бумаги» - Гречишкина Е.А.
«Валяние цветов из шерсти» - Ткачева А.Н.
«Рисуем страну Барбарелу» - Чмырь Е.В.
«Паучок из бисера» - Зубрилина И.А.
Были проведены познавательные мероприятия:
«Ищем страну Барбареллу» путешествие по родному краю – Емцева М.В.
«Вечеринка на Хеллоуин» - Шевченко Н.М.
«Экологический калейдоскоп» - Ткачева А.Н.
«Викторина по ПДД» - Рябов Я.Г.
«Что мы знаем о здоровье» - Гречишкина Е.А. совместно с вожатыми
Дети приняли участие в экскурсиях:
- СДЮСШОР «Где рождаются олимпийские чемпионы»
- музей «Талантливые люди земли егорлыкской»
- детская библиотека «Как рождаются таланты»
- кинотеатр «Космос» «Таланты на экране»
Были организованы выставки:
«Украсим страну Барбареллу» - рисунки и поделки с мастер-классов
«Рисуют дети» - с участием работ детей, больных сахарных диабетом и работ обучающихся ЦВР
Приняли участие в совместных мероприятиях:
- на базе СЮТ районное мероприятие по ПДД
- совместные с детьми реабилитационного центра мастер-классы
- совместное с ЦРБ мероприятие в поддержку детей, больных сахарным диабетом.
Были организованы оздоровительные мероприятия, способствующие полноценному физическому и психическому здоровью
- ежедневная утренняя зарядка с использованием ритмичной музыки
- подвижные игры в течение дня
- экскурсии
- прогулки на свежем воздухе
- благоприятная эмоциональная обстановка на фоне музыкального оформления.
- рациональное сбалансированное питание
Был оформлена наглядная агитация по проблеме развития талантов и способностей:
- стенд лагеря «Лотос»
- стенд «Талант и здоровье рядом живут»
Были организованы специальные ситуации, которые дали возможность детям испытать чувство успеха:
- постоянные похвалы за проявленные способности
- поддержка педагогов
- диагностические обследования на выявление творческих способностей педагогом - психологом
- использование рейтинговой системы: заполнение дневников заработанными смайликами
- утренняя гимнастика, направленная на проявление творчества в двигательной активности
- закрытие лагерной смены, где дети проявили познавательные, музыкальные и лидерские способности.
Очень хорошо была организована деятельность детей. На фоне музыки в исполнении популярной и заводной музыки «Барбариков» складывалась творческая атмосфера. У детей появлялась мотивация приобрести как можно творческих способностей. Большим подспорьем в работе была – рейтинговая система в виде дневников, в которых дети должны были получить большее количество смайликов от мастеров за посещенные мастер-классы, экскурсии и т.д. На закрытии лагерной смены, которое дети очень ждали, были подведены итоги: подсчитывались заработанные смайлики, была проведена диагностика развития творческих способностей в сравнении с началом смены. У детей также была возможность показать свои таланты на сцене. И в результате определились обладатели талантов, они получили звания – грамоты. Каждый ребенок был оценен и получил также сертификат творческих способностей.
Экологическая смена прошла еще более плодотворно: мы учли недостатки в осенней смене. Тщательно продумали мероприятия. Надо сказать, что теперь оздоровительный лагерь стал площадкой успеха, не только для обучающихся, но и для педагогов. Работать в лагерь мы брали, только желающих показать свои наработки, свое желание поделиться опытом работы с детьми.
Экологическая смена работала по заранее разработанному плану. Все дети были поделены на три команды. По заданию команды должны были «вырастить дерево». Причем ветки, корни и листочки появлялись по мере прохождения командами заданий. Ценность такого приема заключалась в том, что дети зарабатывали именные листочки для отрядного дерева. Таким образом, налицо личный вклад каждого члена команды в общее дело.
Лагерь работал по следующим направлениям деятельности:
познавательная;
общественно-полезная и трудовая;
оздоровительная;
природоохранная (художественно-эстетическая);
диагностико-аналитическая.
В рамках работы лагеря были проведены различные мероприятия согласно плану, а также мероприятия, которые родились в ходе совместной экологической деятельности.
Были проведены познавательные мероприятия:
- Открытие экологической смены – Ткачева А.Н., Емцева М.В.
- «Путешествие по родному краю» – Емцева М.В.
- «Суд над мусором» - Ткачева А.Н.
- Составление экологических кроссвордов – Зубрилина и.А.
- Экологический калейдоскоп – Филь О.А.
- Законы экологического лагеря – Зубрилина И.А.
Дети приняли участие в экскурсиях:
- в детскую библиотеку
- в парк
- фотоохота «По следам человека» - Чуянова И.Ю., Шевченко Н.М.
Были организованы выставки:
- рисунки «Слелаем станицу чище» - Чмырь Е.В.
- батик «В гармонии с природой» - Чуянова И.Ю.
- поделки из отходов - Гречишкина Е.А., Чмырь Е.В.
Трудовые акции:
- «Озеленим кабинеты» - Филь О.А., Ткачева А.Н.
- «Учимся ухаживать за комнатными растениями» - Ткачева А.Н.
Была организована деятельность «Компьютерные технологии на службе у природы»
- экологические газеты – Жувак Г.Г.
- буклеты – Рябов Я.Г.
- презентация – Ткачева А.Н.
На протяжении работы лагеря велась диагностическая работаРак Л.А.
- диагностический тест «За что природа сердится на тебя и говорит спасибо»,
- тест на определение экорейтинга
- закрытие лагерной смены, где была проанализирована деятельность каждого и дана положительная оценка
Были организованы оздоровительные мероприятия, способствующие полноценному физическому и психическому здоровью
- экологические забеги
- ежедневная утренняя зарядка с использованием ритмичной музыки
- подвижные игры в течение дня
- экскурсии
- прогулки на свежем воздухе
- благоприятная эмоциональная обстановка на фоне музыкального оформления.
- рациональное сбалансированное питание
Были организованы специальные ситуации, которые дали возможность детям испытать чувство успеха:
- постоянные похвалы за проявленные способности
- поддержка педагогов
- диагностические обследования
- использование рейтинговой системы: именные и командные листики
- утренняя гимнастика, направленная на проявление творчества в двигательной активности
- подведение итогов дня
На закрытии лагерной смены был аншлаг, все с нетерпением ждали: результата – у какой команды выросло дерево больше. Команды представляли свои результаты: отрядные деревья, газеты, буклеты, презентации, кроссворды, была организована выставка работ, дети демонстрировали разученные стихи и песни. Таким образом, выявились настоящие любители, знатоки природы. Педагоги продумали поощрительные звания и подарки для своего кандидата. Детям вручались пакетики с семенами для продолжения экологической работы и дальше. Надо сказать что идея с листиками очень хорошо работает на командную дисциплину. Были случаи, когда приходилось снимать с команды эти листики по итогам дня за проявленные нарушения. Но команда имела возможность вернуть листик, если они сами придумывали любое доброе экологическое дело: приносили комнатный цветок, придумали экологические загадки, сказки и др.
Детям очень понравилась экологическая смена, было решено первый летний поток опять сделать с таким направлением. Еще у нас были интересные идеи с Дедом Морозом и его акцией по укреплению здоровья, набору веса, роста и ума и Школа Совершенства Мери Поппинс со своими испытаниями и уроками по совершенствованию личности.