Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   
Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

 

Формирование компетентностей младших школьников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования и воспитания. Компетентностный подход выступает как основа построения федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения. 
Одним из эффективных путей решения проблемы выступает интеграция основного и дополнительного образования, причем в последнее время особое место принадлежит дополнительному образованию, где ребенку предоставляется возможность активного участия в различных видах деятельности, открывается простор для выполнения разных социальных ролей, он включается в многообразные отношения с окружающим миром.

Учреждения дополнительного образования детей станицы Егорлыкской имеют достаточно крепкие традиции взаимодействия с образовательными учреждениями, при котором основное и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами системы, и тем самым обеспечивается единое образовательное пространство, направленное на интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка.

Новые стандарты открывают новые возможности для реализации взаимодействия в системе образования. В 2011-2012 учебном году Егорлыкский Центр внешкольной работы активно включился в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Организация внеурочной деятельности на базе Егорлыкского Центра внешкольной работы – одна из педагогически продуктивных форм интеграционных процессов. Наше учреждение располагает квалифицированными кадрами и материальной базой, которая может позволить детям попробовать себя в познавательно-творческой деятельности и включиться в различные формы внеурочной детской деятельности.

 

В контексте внедрения ФГОС, наш педагогический коллектив работает по следующим направлениям: декоративно-прикладное программы – «Декор», «Тестопластика», «Волшебный бисер»; культурологическое – программа «Валяние», «Английский язык с детства; художественно-эстетическое – программа «Луч» (изобразительная деятельность), «Юные таланты» (театральная деятельность), «Серпантин» (танцевальная деятельность), начально-техническое моделирование «Самоделкин».

Общие задачи воспитания систематизированы в «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся» по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются: организовать досуговую деятельность школьников совместно с учреждениями культуры, физкультуры и спорта, семьями обучающихся; выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка.

Третий год на базе Егорлыкской средней общеобразовательной школы №1 реализуется разработанная мною программа «Валяние». В основе программы лежит идея создания благоприятных условий для выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей, развития их художественно-эстетического вкуса в процессе изучения удивительного, несправедливо забытого вида рукоделия – войлоковаляние.

В решении поставленных задач важное место принадлежит декоративно - прикладному творчеству, в данном случае – войлоковалянию, которое прежде всего, оказывает влияние на чувства человека, его эмоции; воспитывает у школьников эмоциональную отзывчивость, чуткость, формирует художественный вкус и эстетический идеал. Изготовление изделий из шерсти – древнейшее текстильное искусство, которое в настоящее время переживает, поистине, второе рождение.

Детская фантазия невероятно богата. Её необходимо направлять в нужное русло. Каждый ребенок , занимающийся изготовлением изделий из шерсти, творческая неповторимая личность со своей фантазией и выдумкой, собственным мировоззрением. Ребята об этом узнают, взяв в руки приятную на ощупь и разноцветную на вид прядь шерсти. Вкладывая душу в свои работы, дети познают и раскрывают себя, учатся понимать язык рукоделия, разбираться в законах композиции, особенностях цветоведения, осваивают историю через способы и традиции войлоковаляния. В неуверенных еще детских руках рождаются самые разные поделки: брошки, брелоки, любимые зверушки, воплощаются замысловатые фантазии при изготовлении выдуманных или сказочных героев.

Процесс изготовления шерстяных поделок помогает решать многие воспитательные задачи. Готовясь к участию в конкурсе «История жилища – история народа» ребята познакомились с традициями использования войлоковаляния у разных народов. Изготовленные разными способами валяния юрта жителей степей и чум жителей крайнего севера заставили детей задуматься, а как на Руси использовался войлок. Большим открытием для детей стал тот факт, что русские валенки сделаны именно таким способом. С неподдельным интересом и гордостью, дети занялись валянием валенок, изучая при этом и другие традиции своего народа.

«Сделаем мир теплее» - под таким девизом проходит благотворительная деятельность моих воспитанников. На занятиях мы изготавливаем поделки, заранее зная, что они пойдут на продажу на ярмарке в помощь конкретным детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети учатся дарить, делать подарки к Дню пожилых, для поздравления педагогов – ветеранов, участникам войны.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность раскрыть и использовать опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации творческой познавательной деятельности.

Я строю развивающую образовательную среду, таким образом, чтобы бы каждый мой воспитанник смог проявить заложенное в нем от природы творческое начало. На занятия внеурочной деятельности приходят разные дети, с разным уровнем подготовки и степенью самостоятельности, нередко с пониженной самооценкой, но все они имеют огромное желание заниматься валянием. Увлечь каждого ребенка делом, помочь раскрыть творческие способности, фантазию, получить новые умения и навыки, прийти к уверенному успеху – вот моя задача. Технология валяния из шерсти дает детям возможность проявить свои способности: для кого то овладение простейшими приемами валяния уже достижение, а некоторым необходимо вовремя подбросить идею для воплощения задуманного, трудного, но такого захватывающего. В процессе обучения каждое достижение воспитанника получает поддержку и одобрение. Я стремлюсь создать на занятии атмосферу психологического комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и развитие личности.

Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий, которые я использую, в реализации педагогической системы направлены не только на приобретение знаний и умений. Для меня важно подготовить детей к вхождению в общество, и постараться при этом не "сломать", а сохранить и развить те положительные задатки, которые в них уже есть. Тем самым помогаю детям приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное - саморазвиваться и самореализовываться.

Практические методы лучше других способствует приучению обучающихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. Я формирую привычку правильной организации трудового процесса: рабочее место, цель предстоящей работы, возможные затруднения и их решение, анализ изготовления поделки.

В формировании компетенций я удачно использую технологию проектной деятельности. Так в процессе работы над проектом «Обращение к людям» у детей формировались навыки социального партнерства, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация. Ребята смогли договориться и распределить участки предстоящей коллективной работы над общей композицией. В результате проделанной работы были сваляны фигурки лесных животных и их детенышей, которые «…потерялись в задымленном лесу». Ребятам пришлось договариваться о размерах зверей, их окраске, месте их расположении на композиции. Дети проявили самостоятельность, инициативу в поиске и подборе материала об этих животных. Наш современник В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: "Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи....". Таким мощным воспитательным фактором стало коллективное сочинение общего письма – обращения лесных жителей к людям, которые не думают о последствиях неосторожного обращения с огнем. Дети писали от имени животных свои ощущения от пожара, от того что потеряли друг друга в горящем лесу.

Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования. С целью выработки единого подхода педагоги начальной школы и Центра внешкольной работы приняли участие в совместном педсовете, на котором изучали методики, технологии и средства, соответствующие требованиям ФГОС. Систематически проводятся встречи  и взаимные посещения уроков педагогами. В течение учебного года проводятся родительские собрания, где обсуждаются успехи и проблемы детей, представляются творческие работы учеников.

Целью и результатом такого взаимодействия стало формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается система универсальных качеств и способностей ученика в различных учебно- воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике («Я знаю, умею, создаю, стремлюсь»). Мы пришли к единому выводу: совместно работать над формированием личности каждого ребенка, а именно придерживаться в своей деятельности основных требований к ребенку: учить искать и получать информацию у окружения; думать и устанавливать взаимосвязи; сотрудничать - уметь работать в группе, активно включаться в коллективное дело, вносить свой вклад,   использовать новые технологии информации и коммуникации.
Много лет я являюсь руководителем кружка «Крокус». Целью моей работы является: создание благоприятных условий для самоопределения, самореализации детей. Практически все обучающиеся внеурочной деятельности стали посещать мое детское объединение, они почувствовали необходимость в нашем совместном творчестве. Я стараюсь формировать у детей активную жизненную позицию, касается она досуга, обучения или продуктивной деятельности, важно не сидеть без дела, а конструктивно использовать каждую минуту для развития личностных качеств. Изучив склонности детей, я стараюсь помочь организовать каждому дело, в котором ребенок может испытать ситуацию успеха. С этой целью использую все возможности: участие в конкурсах, разработка и реализация проектов, участие в коллективных творческих делах, участие в общественной деятельности и т.д. Постоянно показываю детям перспективы обучения, ставлю ребенка в ситуации, в которых он начинает понимать, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняю и привожу конкретные примеры, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

В итоге можно говорить об уровне сформированности ключевых компетентностей. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Именно таким требованиям соответствуют мои воспитанники. Все полученные навыки в прошлом учебном году были продемонстрированы в итоговых авторских работах. Дети самостоятельно выбирали тему своей работы, разрабатывали эскизы, изготавливали поэтапно свою поделку и декорировали ее по своему вкусу. Все работы были выставлены на итоговой выставке в ЦВР. Здесь были: медвежата, котята, мышки, сова и другие интересные работы. Предметы из войлока, выполненные кружковцами, являются не только результатом труда, но и результатом творчества. Особых успехов добился Веретенников Евгений. Его работы отличаются аккуратностью, творческой выдумкой. Композиция «На краю земли- олень всему голова» была признана на международном конкурсе-фестивале «Радуга над Доном» и получила диплом 1 степени. В финале этого международного конкурса-фестиваля, который проходил в Анапе под названием «Черноморский серпантин» за работу «Дедушкино детство» Евгений получил Диплом лауреата III степени. Коллективная работа «Обращение к людям» заняла 1 место в районном этапе и второе место в областном конкурсе «Огонь-друг, огонь - враг». Дипломы участников Международного фестиваля детского творчества «Южный полюс» получили семь обучающихся.

Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от оценки сформрованности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Классными руководителями заведены «Портфолио» на каждого ребенка, в которых появились заслуженные грамоты, дипломы. Отрадно думать, что у большинства обучающихся, получил развитие творческий потенциал, появилась уверенность в своих силах, вера в способность решать творческие задачи.

Опыт организации внедрения требований ФГОС второго поколения показал, каждая минута, проведённая в ЦВР, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогом и друг с другом – на занятиях сложились доброжелательные взаимоотношения. Результат труда педагога будет виден не сейчас, это задел на будущее, Я уверена, что на определенном, начальном этапе школьной жизни, помогла адаптироваться, сформировала у обучающихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на формировании ключевых компетенций.

Список литературы: 
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения). 
2. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения). 
3. Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения). 

 

   

Версия для слабовидящих  

   

Информационно-образовательные ресурсы  

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

pravo_gov_ru.jpg

navigator1

Закон о персональных данных 519-ФЗ 30.12.2020

 qr

 

qr code cvr

 

Ваше мнение фомирует официальный рейтинг организации:

qrcode

https://bus.gov.ru/

 

vdp161

   

Ответственный за сайт:  

Мартыненко Н. В.

тел.: +7(928) 778-22-20;

E-mail: n1kitamart@mail.ru

пн-пт - 08:00-17:00;

Значок вк (вконтакте) в png формате

   

Login Form  

   
© Copyright © , МБОУДО Егорлыкский Центр внешкольной работы, 2016