Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   
http://nachodki.ru/

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

 

   Определяя понятие дополнительного образования детей и особенности педагогической деятельности с ними в этой системе, мы уже говорили об отличительных чертах и специфических особенностях педагогического взаимодействия, возможных путей и способов решения педагогических задач. Далеко не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных, возглавляемым им детским коллективом на всевозможных выставках, концертах, соревнованиях, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но необходимо не забывать о том, что дополнительное образование детей - это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации.

     Поэтому предметом технологий в дополнительном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса. Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии, все равно существует унификация образования, по крайней мере, в рамках класса или школы в целом, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности этой системы позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. При чем такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне. Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно ориентированные технологии обучения и воспитания, (ГПС на справочник, сократить в тексте?) в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные качества, знания, развитие и т.д. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.     

              Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий должны быть направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации творческой познавательной деятельности. И результативность таких технологии зависит не только от того, какие знания и умения удастся ему передать и насколько педагог сможет его подготовить к вхождению в общество, но и от того, насколько, при этом, удастся не "сломать" ребенка, сохранив и развив те положительные задатки, которые в нем уже существуют.

      В.С. Кукушин считает, что термин "личностно-ориентированное образование" не точен, в связи с тем, что практически все современные педагогические технологии являются таковыми, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Он предлагает использовать термин "индивидуально-ориентированные технологии", однако признает, что первый вариант является более традиционным. Подчеркивая, что личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики, данный автор считает, что истоки развития такого подхода в образовании содержаться в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В.С. Библер объясняет отличие двух этих феноменов следующим образом: при объяснении только сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от социально контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению.

            Творчество, познавательный поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно - ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.72Е.В. Бондаревская предлагает все средства поддержки, которыми пользуется педагог разделить на две группы:

  • Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех детей и создает для этого благоприятный эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение к детям, доверие к ним, привлечение их к планированию, использование разнообразных творческих форм, диалогичное общение, позитивная оценка достижений и т.д. 
  • Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности и выявления личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.

          Она же выделяет ряд существенных требований к личностно-ориентированным технологиям. Это их диалогичность; деятельностно-творческий характер; поддержка индивидуального развития ребенка; предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения. Е. В. Бондаревская формулирует эти позиции относительно школьной системе образования, но необходимо отметь, что объективно к их реализации более готовы именно учреждения дополнительного образования. Хотя, безусловно, что много зависит и от субъективных факторов, таких, например как личность и желание педагога, возможности и направленность деятельности педагогического коллектива

         К личностно - ориентированным относятся и технологии, основанные на педагогике сотрудничества. Целевые ориентиры таких технологий заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания. В педагогической литературе сотрудничество понимается как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. С точки зрения деятельностного подхода, речь здесь идет о субъект - субъектных отношениях, пронизывающих все уровни деятельности. В педагогике сотрудничества принято выделять четыре основных направления:

1. Гуманно - личностный подход к ребенку. Ребенок ставится в центре педагогической системы учреждения. Задача любого воспитательно-образовательного учреждения - опираясь на внутренние силы, задатки, способности и возможности детей, использовать их для более полного и свободного развития личности. 

2. Дидактически активизирующий и развивающий комплекс. Содержание обучения выступает не как самоцель образовательного учреждения, а как средство развития личности. В этом случае обучение ведется обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Для него характерны интегративность и вариативность. 

3. Концепция воспитания, которая включает в себя: 

  • Превращение школы Знания в школу Воспитания; 
  • Актуализацию личности школьника; 
  • Гуманистическую ориентацию воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; 
  • Развитие творческих способностей ребенка; 
  • Возрождение национальных и культурных традиций; 
  • Сочетание индивидуального и коллективного воспитания; 
  • Постановка трудной цели. 

4. Педагогизация окружающей среды. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются семья, школа и социальное окружение. Результаты определяются совместными действиями всех трех источников воспитания.

               Если принять для себя, что в дополнительном образовании педагогические технологии должны базироваться на личностно-ориентированном подходе, то можно согласиться с мнением Е.Б. Евладовой и ее коллег. Они считают, что в дополнительном образовании педагогическая технология - это способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию образовательной деятельности - свободному, целевому выбору детьми и педагогами путей, способов, содержания и результатов совместного общения. И, одновременно, технология - это выбор наиболее рациональных, эффективных способов и приемов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы, ориентации на новейшие достижения в области наук о человеке.73

В таком подходе очень четко отражены две стороны педагогической технологии - собственно технологическая и человеческая. С одной стороны рациональная, продуманная и организованная деятельность. С другой стороны - человеческий фактор: общение, отношения, необходимость самовыражения и саморазвития. И только интеграция этих двух сторон позволяет эффективно использовать педагогические технологии в дополнительном образовании детей.

Методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания составляют дифференциация и индивидуализация. Как считают Л.Н. Буйлова и Н.В. Кленова, дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:

  1. Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. 
  2. Внешняя дифференциация, то есть создание на основе определенных качеств (интересов, склонностей и т.д.) относительно стабильных групп детей. Такую дифференциацию также называют профильной.74

             Что касается внешней дифференциации, то она в учреждениях дополнительного образования происходит естественным путем при выборе ребенком того направления деятельности, которым он бы хотел заниматься. Внутренняя дифференциация позволяет педагогу дополнительного образования корректировать программы и отводить для детей определенной группы столько времени, сколько им необходимо для полного и прочного усвоения этой части программы. Причем педагог имеет возможность, как замедлять, так и ускорять процесс освоения программы в зависимости от той категории детей, с которой он работает.

       Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующем индивидуализации обучения и воспитания в дополнительном образовании, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы и темп работы к конкретным особенностям ребенка, следить за его развитием и при необходимости оперативно корректировать педагогическую деятельность.

           Таким образом, можно говорить о том, что в системе дополнительного образования детей существуют объективные предпосылки для использования личностно - ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения. На практике реализация личностно-ориентированных технологий в дополнительном образовании заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное - саморазвиваться и самореализовываться.

           Специфика деятельности учреждений дополнительного образования связана также с использованием технологий работы с разновозрастными детскими сообществами. Объективной предпосылкой к этому является то, что большинство коллективов кружков, студий и секций формируется именно по разновозрастному принципу. При чем разница в возрасте у детей может быть как 2-3 года, так и больше.

Реализация таких педагогических технологий способствует преодолению противоречия между объективно присущей обществу тенденцией к тесному взаимодействию людей разных возрастов и существующей традицией организации воспитательного процесса по возрастным группам. Такая диспропорция вызывает дефицит межвозрастного общения и взаимодействия в детской среде, а в дальнейшем и такие явления как инфантилизм, отсутствие самостоятельности, безынициативность и социальную апатию. Разновозрастное взаимодействие - явление широкое и многогранное, имеющее при правильном педагогическом подходе огромный воспитательный потенциал. Именно оно дает возможность для скорого и легкого перенимания общественного опыта, знаний и навыков; для развития самостоятельности и организаторских способностей; для реализации потребности в опеке или покровительстве; для воспитания гражданских и нравственных качеств; для социализации и, наконец, для удовлетворения потребности детей в межвозрастном взаимодействии и общении, которые, в свою очередь, способствуют взаимовлиянию и взаимообогащению разных возрастов и в то же время - реализации особенностей каждого возраста.
         Педагогическая теория и практика показывают, что в целом разновозрастные детские сообщества имеют огромный позитивный воспитательный потенциал. Но для его реализации необходимо грамотно управлять процессом детского разновозрастного взаимодействия, а для этого нужно твердо представлять себе обоснованность выбора того или иного возрастного и количественного сочетания детей в таком сообществе, источники актуализации воспитательного потенциала и критерии эффективности деятельности такого сообщества. Кроме того, необходимо ясно представлять специфику той воспитательно-образовательной системы, в рамках которого происходит жизнедеятельность данного сообщества. Спецификой дополнительного образования детей является и возможность более широкого, чем в школе применения игровых технологий.

      С одной стороны они позволяют сохранить атмосферу досуга, а с другой стороны, позволяют решать педагогические задачи, связанные с активизацией творческой и познавательной деятельности детей. А.С. Макаренко писал: " Есть еще один важный метод - игра. Я думаю несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело… У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять".75О педагогических возможностях игры говорят и пишут еще со времен Я.А. Каменского. Известный российский педагог С.А. Шмаков,всю свою жизнь посвятивший теории и практике игры, говорил о том, что "понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих питомцев, своих воспитанников. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отображении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - слом все, что составляет богатство человеческой жизни".76Л.С. Выготскийсчитал, что игра - это пространство "внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок. А Н.П. Аникеева пишет о том, что игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игровой метод включения ребенка в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.77

Таким образом, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором у ребенка складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

             С философских позиций игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Педагогическая игра характеризуется четко поставленной целью, ориентированной на достижение определенного результата в обучении и (или) воспитании. Игровые педагогические технологии, в свою очередь, в зависимости от решения определенных задач, базируются на тех или иных разновидностях игры, а часто используют различные виды игры в комплексе. Используя игровые технологии, педагоги дополнительного образования решают как крупные педагогические задачи (достижение определенного уровня обученности, воспитание тех или иных качеств, развитие личности и т.д.), так и локальные: знакомство детей друг с другом, их сплочение, обучение определенным элементам деятельности, снятие коммуникативных барьеров. В рамках игровых технологий используются дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые, деловые и многие другие игры. Часто педагоги дополнительного образования используют уже готовые варианты игр, но нередко перерабатывают их содержание исходя из собственных потребностей, а также становятся авторами новых игровых разработок. В любом случае необходимо понимать, что игровая технология, в отличие от просто игры, представляет собой четкую последовательность игрового взаимодействия, направленную на достижение определенной педагогической цели.

          В последнее время с ростом профессионализма педагогов дополнительного образования и усиления образовательной составляющей в этой сфере работы с детьми, все более активно в учреждениях дополнительного образования начинают использоваться технологии исследовательского (проблемного) обучения. Сама идея проблемного обучения далеко не нова. Корни ее находят еще у педагогов периода Возрождения. Достаточно внимания ей уделялось в ХХ веке. Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.78

          То есть суть проблемного обучения состоит в том, что организация занятий предполагает создание на занятии проблемных ситуаций и организацию активной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога. Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие": ребенок сам должен открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.79

М.И. Махмутов предлагает различать виды проблемного обучения по существующим видам творчества:

  • Научное творчество - теоретическое исследование, то есть поиск и открытие обучаемыми нового правила, закона доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
  • Практическое творчество - поиск практического решения, то есть способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;
  • Художественное творчество - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.д.

           Два последних вида творчества могут быть легко реализованы при проблемным обучении в системе дополнительного образования детей. Но неправильно считать, что научно творчество может иметь место только в рамках школьного образования. Научно-практические конференции детей, в которых успешно выступают воспитанники учреждений дополнительного образования, наглядно демонстрируют, что развитие научного творчества возможно и доступно в рамках кружкой и клубной работы с детьми.

             Итак, технологии проблемного обучения основаны на том, чтобы не сообщать детям знания в готовом виде, а, создавая определенные ситуации, мотивировать их к получению этих знаний, подталкивать их к исследовательской деятельности, поиску, результатом которого становится не только полученное знание, но и развитие ребенка. Безусловно, что такая деятельность требует от педагога дополнительного образования не только определенных усилий, но и знаний, опыта педагогической работы. Однако объективные факторы, такие как добровольность и заинтересованность детей, позволяют реализовывать технологии проблемного обучения. Однако, на мой взгляд, они не могут быть использованы в любом учреждении дополнительного образования, любым педагогом и с любым контингентом детей. Необходимо учитывать и субъективные условия деятельности.

         Кроме вышеперечисленных, в учреждениях дополнительного образования могут и используются другие, самые разнообразные виды педагогических технологий. Их выбор зависит от многих объективных и субъективных факторов. И хотя одним из критериев педагогической технологии является ее воспроизводимость, нужно помнить о необходимости ее адаптации к конкретным условиям деятельности в частности и к специфическим особенностям дополнительного образования в целом

 

   

Версия для слабовидящих  

   

Информационно-образовательные ресурсы  

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

pravo_gov_ru.jpg

navigator1

Закон о персональных данных 519-ФЗ 30.12.2020

 qr

 

qr code cvr

 

Ваше мнение фомирует официальный рейтинг организации:

qrcode

https://bus.gov.ru/

 

vdp161

   

Ответственный за сайт:  

Мартыненко Н. В.

тел.: +7(928) 778-22-20;

E-mail: n1kitamart@mail.ru

пн-пт - 08:00-17:00;

Значок вк (вконтакте) в png формате

   

Login Form  

   
© Copyright © , МБОУДО Егорлыкский Центр внешкольной работы, 2016