Значимость воспитания доброты и милосердия у школьников особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Это является причиной нарастающей агрессии и равнодушия по отношению к окружающему миру. Дети и подростки ещё только приобретают жизненные ориентиры, осваивают окружающую действительность, познают самого себя, и это происходит во взаимодействии с взрослыми. Взрослые, в свою очередь, навязывают подросткам уже готовые знания об окружающем мире, подростки их не принимают, так как эти знания не приобретены ими в практической деятельности.
В последнее время мы чаще стали обращаться к словам: милосердие и доброта…. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем.
К сожалению, в нашем обществе живет неосознанное нежелание знать о трудностях инвалидов, пожилых, проще не знать и не беспокоить себя этим.
Коллектив Егорлыкского Центра внешкольной работы взял на себя роль проводника таких идей в систему дополнительного образования. Третий год мы работаем над построением доступной среды.
Наступает время, когда инклюзивное образование с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Однако чтобы такой переход свершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение. Дополнительному образованию детей принадлежит особое место в решении обозначенной проблемы.
Педагоги нашего Центра внешкольной работы стали инициаторами такого социально-педагогического проекта. Проект «Открытые двери» направлен на создание условий для инклюзивного детского сообщества, для приобщения к новой системе ценностей и взглядов на взаимодействие с окружающими. Основные направления проекта: направление «Вместе веселее» - по взаимодействию с детьми с ОВЗ и направление «Наши старшие друзья» по взаимодействию с пожилыми людьми. Нашими социальными партнерами являются: комитет по молодежной политике администрации района, общественная организация инвалидов Егорлыкского района, Социально реабилитационный центр, Отдел социальной защиты населения, ЦРБ, Центр социального обеспечения. В нашем проекте участвует большое количество людей: взрослые и дети, которые объединены единой целью.
Всего по направлению «Вместе веселее» было организовано и уже проведено около 30 мероприятий, в которых приняли участие более 300 детей, 45 детей с ограниченными возможностями здоровья из Целинского, Зерноградского, Кагальницкого, Егорлыкского районов.
Самыми яркими и запоминающимися стали:
- фестивали, посвященные декаде инвалидов
-«Зажги звезду для каждого» - благотворительные акции и традиционные новогодние представления для детей с ОВЗ;
- совместные мастер-классы «Наполни сердце волшебством»;
- регулярные «Уроки милосердия».
Такое взаимодействие, несомненно, способствует расширению жизненного пространства ограниченных в общении детей, меняется их эмоциональное настроение – уходит настороженность и апатия, появляется желание творить, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, повышается самооценка.
Наш проект «Открытые двери» набирает обороты. Тема добра и милосердия стала основополагающей для работы в рамках методической недели, которая так и называлась «Сад добрых дел». С целью изучения и возрождения лучших отечественных традиций благотворительности, ориентации педагогов на милосердный подход к человеку, педагоги приняли участие в дискуссии «Все в твоих руках». Об этом говорили и участники детской научно-практической конференции «Сделаем мир добрее!», по итогам которой был выпущен сборник «На благое дело нас зовут сердца».
Ты умеешь ходить, отчего ж ты сидишь?
Ты умеешь смеяться, почему ты грустишь?
Ты подумай о тех, кто не может ходить,
Ты подумай о тех, кто лишь молча сидит,
Кто глазами не может объять темноту,
И промолвить не может кому-то «люблю»...
Творчество, рукоделие - это то, что делает мир лучше и добрее, поэтому в нашем проекте большое внимание уделяется благотворительным мероприятиям. "Сад добрых дел" - именно такое название уже не первый год носит благотворительная ярмарка. Основными участниками "Сада ....." наряду с неравнодушными взрослыми являются обучающиеся Центра, именно они своими руками готовят поделки и сувениры на продажу.
В течение пяти месяцев ребята из ЦВР собирали средства на приобретение подарка на Новый год Даше Кривошеевой (страдающей ДЦП). Воспитательным эффектом стал то факт и то, что ребятам не приходится просить деньги у взрослых, они сами изготавливали поделки для продажи.
Неравнодушные люди: педагоги школ района, дети и просто случайные посетители ярмарки, узнавшие о сборе денег для больных детей, приобретали поделки, и часто за плату, намного превышающую их реальную стоимость. За время существования проекта прошло 5 ярмарок, где были собрано13тысяч 800 рублей. Как и предполагалось с самого начала организаторами этой ярмарки 10 тысяч были использованы для приобретения планшета (подарка) для Даши Кривошеевой. Но Даша не единственная, кому мы помогли: 2500р были переданы в Центр дистанционного обучения детей-инвалидов для организации новогоднего утренника, а 1300 р передали обучающемуся этого же Центра Сереже Некрасову из г. Миллерово, которому срочно собирали деньги на сложную операцию. На данный момент у нас появился новый ребенок, которому мы хотим помочь.
Важную роль в системе воспитательной работы играют и мероприятия, направленные на преемственность и связь поколений. В нашем учреждении не первый год налажены связи с Центром социального обеспечения. Ежегодно проводятся праздники в День пожилых, традицией стали встречи с ветеранами ВОВ накануне 9 мая, поздравление педагогов-ветеранов, поездки с концертами в Реабилитационные Центры нашего района, встречи с участниками клуба «Золотая пора», мастер-классы для любителей рукоделия. Таким образом, мы стараемся через досуговые мероприятия наладить связь между поколениями, сблизить ценностные ориентации у разных поколений, воспитать у наших воспитанников духовные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, уважение путём развития взаимных интересов и совместных дел. Именно под таким названием «Диалог поколений» и проходила встреча детей и участников клубов для пожилых людей района. В ходе организованных к светлому празднику Пасхи мастер-классов обучающиеся детских объединений выступили в роли учителей, они помогали осваивать старшим основы рукоделия: бисероплетения, скрапбукинга, валяния. Учились при этом проявлять уважительное отношение к пожилым людям, доставляя им радость в общении с детьми.
Проект «Открытые двери» нашел широкую поддержку не только в нашем учреждении, в районе, но и за его пределами. Не будет преувеличением сказать, что сам проект стал заметным событием культурного пространства нашего Центра внешкольной работы, добавив в его облик черты милосердия, взаимопомощи, солидарности. Считаем, что мероприятия проекта востребованы в нашем районе.
Мы можем видеть результаты совместной деятельности. У наших обучающихся формируются человеческие качества, которые базируются на духовности и нравственности. Меняется сознательность взрослого населения, уходит образ «особого ребенка» как «неполноценного человека».
У родителей наблюдается позитивное настроение, появляется вера в будущее. Они высказывают слова благодарности организаторам совместных мероприятий, ведь уже сами родители находят единомышленников в вопросах воспитания и помощи своим детям.
В этом нам помогают убедиться уже ставшие традиционными фестивали в Декаду инвалидов, на которых принимают участие в творческих конкурсах ставшие уже старые друзьями - особенные дети. Важно отметить, что проводимые такие фестивали действительно стирают границы и помогают этим детям реализовать хотя бы малую толику их огромного творческого потенциала. Мы также надеемся, что это и станет прочным мостиком в будущее, где не будет разницы между «ими» и «нами».Значимым достижением стало уже то, что в числе обучающихся, появился такой особенный ребенок, это Скорик Настя. Она с большим удовольствием посещает кружок «Рукодельница». Под руководством Ольги Анатольевны Филь Насте удалось овладеть навыками вязания и стать более уверенной в своих силах. Благодаря этому она нашла новых друзей, может общаться, взаимодействовать с детьми ЦВР, иметь общие интересы.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что впедагогическую деятельность нашего Центра внешкольной работы заложена воспитательная система, которая направлена на воспитание в детях доброты, милосердия, взаимопонимания и уважения.
педагог дополнительного образования
Рак Людмила Алексеевна
Литература и сетевые ресурсы:
1. Абдухакимова С. А., Василевская Е. В., Клёнова Н. В. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей: назначение и технология разработки / Серия: Дополнительное образование детей: Московская методическая библиотека. – М.:МГДД(Ю)Т, 2006.
2. Закон РФ «Об образовании» 1992 г. Москва.
3. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. №30-15-433/16).
4. http://festival.1september.ru/