Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   
Расширения Joomla 3

Методическая студия "Ситуация успеха"

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами о педагогической технологии создания ситуации успеха

Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности педагогов.

     Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания,  учиться какому- нибудь новому виду деятельности. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к учебе, познанию? Виноваты ли в этом мы  и наши методы обучения?

    Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.  Мы должны  создать такие условия, в  которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение;  мы  должны  помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в любой    деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

(Презентация “Ситуация успеха”)

Неожиданная радость

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности  педагога.     Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

Прием “Лестница” или “Встань в строй”

Речь идет о ситуациях, когда педагог  ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Алгоритм:

1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

Самое главное – помочь ребенку  переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ребенку, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с другими.

5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного обучающегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех операций, но и в постоянном подтверждению ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.

Приведем пример к первому шагу алгоритма приема “Лестница”. Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мок его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей “психологической атаки”.

Прием “Даю шанс”

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации  педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

Общая радость

Общая радость состоит в том, что бы  ребенок достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной взрослым или спонтанной, заметной или незаметной.

Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива

Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.

Прием “Следуй за нами”

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Алгоритм:

1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств “ старшего”, и осознание собственного интеллектуального “Я”. В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед  сверстниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

Прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”

Главная роль отведена педагогу. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребенке, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово наставника рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

Прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.

Прием “Заражение”  или “Где это видано, где это слыхано”

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор мощного источника интеллектуального заражения . “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  ребенка станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.

Прием “Эврика”

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Прием “Линия горизонта”

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Если  педагог делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”,значит,  он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный  воспитанник может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд:

Алгоритм создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получится”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Выполняя работу, не забудьте о…..”

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…

5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

       Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой   –  когда благополучный и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в обучению, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

     Ситуация неуспеха  –  это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С.С. Кашлев.  –  Мн.: Выш. шк., 2002.

2. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М., 1992.

3. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.

4. Стефановская Т.А. Классный руководитель. Иркутск, 2004.

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

 

   Определяя понятие дополнительного образования детей и особенности педагогической деятельности с ними в этой системе, мы уже говорили об отличительных чертах и специфических особенностях педагогического взаимодействия, возможных путей и способов решения педагогических задач. Далеко не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных, возглавляемым им детским коллективом на всевозможных выставках, концертах, соревнованиях, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но необходимо не забывать о том, что дополнительное образование детей - это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации.

     Поэтому предметом технологий в дополнительном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса. Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии, все равно существует унификация образования, по крайней мере, в рамках класса или школы в целом, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности этой системы позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. При чем такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне. Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно ориентированные технологии обучения и воспитания, (ГПС на справочник, сократить в тексте?) в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные качества, знания, развитие и т.д. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.     

              Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий должны быть направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации творческой познавательной деятельности. И результативность таких технологии зависит не только от того, какие знания и умения удастся ему передать и насколько педагог сможет его подготовить к вхождению в общество, но и от того, насколько, при этом, удастся не "сломать" ребенка, сохранив и развив те положительные задатки, которые в нем уже существуют.

      В.С. Кукушин считает, что термин "личностно-ориентированное образование" не точен, в связи с тем, что практически все современные педагогические технологии являются таковыми, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Он предлагает использовать термин "индивидуально-ориентированные технологии", однако признает, что первый вариант является более традиционным. Подчеркивая, что личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики, данный автор считает, что истоки развития такого подхода в образовании содержаться в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В.С. Библер объясняет отличие двух этих феноменов следующим образом: при объяснении только сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от социально контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению.

            Творчество, познавательный поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно - ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.72Е.В. Бондаревская предлагает все средства поддержки, которыми пользуется педагог разделить на две группы:

  • Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех детей и создает для этого благоприятный эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение к детям, доверие к ним, привлечение их к планированию, использование разнообразных творческих форм, диалогичное общение, позитивная оценка достижений и т.д. 
  • Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности и выявления личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.

          Она же выделяет ряд существенных требований к личностно-ориентированным технологиям. Это их диалогичность; деятельностно-творческий характер; поддержка индивидуального развития ребенка; предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения. Е. В. Бондаревская формулирует эти позиции относительно школьной системе образования, но необходимо отметь, что объективно к их реализации более готовы именно учреждения дополнительного образования. Хотя, безусловно, что много зависит и от субъективных факторов, таких, например как личность и желание педагога, возможности и направленность деятельности педагогического коллектива

         К личностно - ориентированным относятся и технологии, основанные на педагогике сотрудничества. Целевые ориентиры таких технологий заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания. В педагогической литературе сотрудничество понимается как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. С точки зрения деятельностного подхода, речь здесь идет о субъект - субъектных отношениях, пронизывающих все уровни деятельности. В педагогике сотрудничества принято выделять четыре основных направления:

1. Гуманно - личностный подход к ребенку. Ребенок ставится в центре педагогической системы учреждения. Задача любого воспитательно-образовательного учреждения - опираясь на внутренние силы, задатки, способности и возможности детей, использовать их для более полного и свободного развития личности. 

2. Дидактически активизирующий и развивающий комплекс. Содержание обучения выступает не как самоцель образовательного учреждения, а как средство развития личности. В этом случае обучение ведется обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Для него характерны интегративность и вариативность. 

3. Концепция воспитания, которая включает в себя: 

  • Превращение школы Знания в школу Воспитания; 
  • Актуализацию личности школьника; 
  • Гуманистическую ориентацию воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; 
  • Развитие творческих способностей ребенка; 
  • Возрождение национальных и культурных традиций; 
  • Сочетание индивидуального и коллективного воспитания; 
  • Постановка трудной цели. 

4. Педагогизация окружающей среды. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются семья, школа и социальное окружение. Результаты определяются совместными действиями всех трех источников воспитания.

               Если принять для себя, что в дополнительном образовании педагогические технологии должны базироваться на личностно-ориентированном подходе, то можно согласиться с мнением Е.Б. Евладовой и ее коллег. Они считают, что в дополнительном образовании педагогическая технология - это способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию образовательной деятельности - свободному, целевому выбору детьми и педагогами путей, способов, содержания и результатов совместного общения. И, одновременно, технология - это выбор наиболее рациональных, эффективных способов и приемов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы, ориентации на новейшие достижения в области наук о человеке.73

В таком подходе очень четко отражены две стороны педагогической технологии - собственно технологическая и человеческая. С одной стороны рациональная, продуманная и организованная деятельность. С другой стороны - человеческий фактор: общение, отношения, необходимость самовыражения и саморазвития. И только интеграция этих двух сторон позволяет эффективно использовать педагогические технологии в дополнительном образовании детей.

Методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания составляют дифференциация и индивидуализация. Как считают Л.Н. Буйлова и Н.В. Кленова, дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:

  1. Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. 
  2. Внешняя дифференциация, то есть создание на основе определенных качеств (интересов, склонностей и т.д.) относительно стабильных групп детей. Такую дифференциацию также называют профильной.74

             Что касается внешней дифференциации, то она в учреждениях дополнительного образования происходит естественным путем при выборе ребенком того направления деятельности, которым он бы хотел заниматься. Внутренняя дифференциация позволяет педагогу дополнительного образования корректировать программы и отводить для детей определенной группы столько времени, сколько им необходимо для полного и прочного усвоения этой части программы. Причем педагог имеет возможность, как замедлять, так и ускорять процесс освоения программы в зависимости от той категории детей, с которой он работает.

       Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующем индивидуализации обучения и воспитания в дополнительном образовании, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы и темп работы к конкретным особенностям ребенка, следить за его развитием и при необходимости оперативно корректировать педагогическую деятельность.

           Таким образом, можно говорить о том, что в системе дополнительного образования детей существуют объективные предпосылки для использования личностно - ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения. На практике реализация личностно-ориентированных технологий в дополнительном образовании заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное - саморазвиваться и самореализовываться.

           Специфика деятельности учреждений дополнительного образования связана также с использованием технологий работы с разновозрастными детскими сообществами. Объективной предпосылкой к этому является то, что большинство коллективов кружков, студий и секций формируется именно по разновозрастному принципу. При чем разница в возрасте у детей может быть как 2-3 года, так и больше.

Реализация таких педагогических технологий способствует преодолению противоречия между объективно присущей обществу тенденцией к тесному взаимодействию людей разных возрастов и существующей традицией организации воспитательного процесса по возрастным группам. Такая диспропорция вызывает дефицит межвозрастного общения и взаимодействия в детской среде, а в дальнейшем и такие явления как инфантилизм, отсутствие самостоятельности, безынициативность и социальную апатию. Разновозрастное взаимодействие - явление широкое и многогранное, имеющее при правильном педагогическом подходе огромный воспитательный потенциал. Именно оно дает возможность для скорого и легкого перенимания общественного опыта, знаний и навыков; для развития самостоятельности и организаторских способностей; для реализации потребности в опеке или покровительстве; для воспитания гражданских и нравственных качеств; для социализации и, наконец, для удовлетворения потребности детей в межвозрастном взаимодействии и общении, которые, в свою очередь, способствуют взаимовлиянию и взаимообогащению разных возрастов и в то же время - реализации особенностей каждого возраста.
         Педагогическая теория и практика показывают, что в целом разновозрастные детские сообщества имеют огромный позитивный воспитательный потенциал. Но для его реализации необходимо грамотно управлять процессом детского разновозрастного взаимодействия, а для этого нужно твердо представлять себе обоснованность выбора того или иного возрастного и количественного сочетания детей в таком сообществе, источники актуализации воспитательного потенциала и критерии эффективности деятельности такого сообщества. Кроме того, необходимо ясно представлять специфику той воспитательно-образовательной системы, в рамках которого происходит жизнедеятельность данного сообщества. Спецификой дополнительного образования детей является и возможность более широкого, чем в школе применения игровых технологий.

      С одной стороны они позволяют сохранить атмосферу досуга, а с другой стороны, позволяют решать педагогические задачи, связанные с активизацией творческой и познавательной деятельности детей. А.С. Макаренко писал: " Есть еще один важный метод - игра. Я думаю несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело… У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять".75О педагогических возможностях игры говорят и пишут еще со времен Я.А. Каменского. Известный российский педагог С.А. Шмаков,всю свою жизнь посвятивший теории и практике игры, говорил о том, что "понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих питомцев, своих воспитанников. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отображении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - слом все, что составляет богатство человеческой жизни".76Л.С. Выготскийсчитал, что игра - это пространство "внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок. А Н.П. Аникеева пишет о том, что игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игровой метод включения ребенка в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.77

Таким образом, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором у ребенка складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

             С философских позиций игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Педагогическая игра характеризуется четко поставленной целью, ориентированной на достижение определенного результата в обучении и (или) воспитании. Игровые педагогические технологии, в свою очередь, в зависимости от решения определенных задач, базируются на тех или иных разновидностях игры, а часто используют различные виды игры в комплексе. Используя игровые технологии, педагоги дополнительного образования решают как крупные педагогические задачи (достижение определенного уровня обученности, воспитание тех или иных качеств, развитие личности и т.д.), так и локальные: знакомство детей друг с другом, их сплочение, обучение определенным элементам деятельности, снятие коммуникативных барьеров. В рамках игровых технологий используются дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые, деловые и многие другие игры. Часто педагоги дополнительного образования используют уже готовые варианты игр, но нередко перерабатывают их содержание исходя из собственных потребностей, а также становятся авторами новых игровых разработок. В любом случае необходимо понимать, что игровая технология, в отличие от просто игры, представляет собой четкую последовательность игрового взаимодействия, направленную на достижение определенной педагогической цели.

          В последнее время с ростом профессионализма педагогов дополнительного образования и усиления образовательной составляющей в этой сфере работы с детьми, все более активно в учреждениях дополнительного образования начинают использоваться технологии исследовательского (проблемного) обучения. Сама идея проблемного обучения далеко не нова. Корни ее находят еще у педагогов периода Возрождения. Достаточно внимания ей уделялось в ХХ веке. Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.78

          То есть суть проблемного обучения состоит в том, что организация занятий предполагает создание на занятии проблемных ситуаций и организацию активной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога. Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие": ребенок сам должен открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.79

М.И. Махмутов предлагает различать виды проблемного обучения по существующим видам творчества:

  • Научное творчество - теоретическое исследование, то есть поиск и открытие обучаемыми нового правила, закона доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
  • Практическое творчество - поиск практического решения, то есть способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;
  • Художественное творчество - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.д.

           Два последних вида творчества могут быть легко реализованы при проблемным обучении в системе дополнительного образования детей. Но неправильно считать, что научно творчество может иметь место только в рамках школьного образования. Научно-практические конференции детей, в которых успешно выступают воспитанники учреждений дополнительного образования, наглядно демонстрируют, что развитие научного творчества возможно и доступно в рамках кружкой и клубной работы с детьми.

             Итак, технологии проблемного обучения основаны на том, чтобы не сообщать детям знания в готовом виде, а, создавая определенные ситуации, мотивировать их к получению этих знаний, подталкивать их к исследовательской деятельности, поиску, результатом которого становится не только полученное знание, но и развитие ребенка. Безусловно, что такая деятельность требует от педагога дополнительного образования не только определенных усилий, но и знаний, опыта педагогической работы. Однако объективные факторы, такие как добровольность и заинтересованность детей, позволяют реализовывать технологии проблемного обучения. Однако, на мой взгляд, они не могут быть использованы в любом учреждении дополнительного образования, любым педагогом и с любым контингентом детей. Необходимо учитывать и субъективные условия деятельности.

         Кроме вышеперечисленных, в учреждениях дополнительного образования могут и используются другие, самые разнообразные виды педагогических технологий. Их выбор зависит от многих объективных и субъективных факторов. И хотя одним из критериев педагогической технологии является ее воспроизводимость, нужно помнить о необходимости ее адаптации к конкретным условиям деятельности в частности и к специфическим особенностям дополнительного образования в целом

 

Loading...

 

Формирование компетентностей младших школьников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования и воспитания. Компетентностный подход выступает как основа построения федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения. 
Одним из эффективных путей решения проблемы выступает интеграция основного и дополнительного образования, причем в последнее время особое место принадлежит дополнительному образованию, где ребенку предоставляется возможность активного участия в различных видах деятельности, открывается простор для выполнения разных социальных ролей, он включается в многообразные отношения с окружающим миром.

Доклад на педагогический совет - круглый стол по теме:

«Инновации  в дополнительном образовании  как средство  обновления, совершенствования  учебно-воспитательного процесса. Проблемно-диагностическое  обучение  как залог успешного освоения ФГОС» 

 

 Инновации в образовании.

     Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
     В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль руководителя ОУ, педагогов как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий педагоги все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
     Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельностипедагога и обучающегося. В отечественной педагогике сделаны первые попытки объяснения сущности и содержания инновационных процессов.
    В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.Одни инновационные процессы прежде всего связывают с изучением, обобщением и распространением педагогического опыта, другие отдают предпочтение проблеме разработки и внедрения педагогических новшеств. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что процесс изучения, обобщения и распространения педагогического опыта имеет своей конечной целью внедрение нового, передового в массовую практику. Таким образом, результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что педагогможет выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
   Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение педагоговв процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание вОУопределенной инновационной среды.
   Необходимостьв инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
     Во-первых,происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
 Во-вторых,усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное      изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания.
    В-третьих,происходит изменение отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагогбыл ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей, органов управления образования становится анализ и оценка вводимых педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
    В-четвертых,вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности.
      Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки.Современной школой накоплен богатый опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства педагогов и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике педагогичасто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег.
    Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей  ОУ возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем, как справедливо отмечал Ю. К. Бабанский, "передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики" [1]. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция педагогов, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В ходе передачи и освоения опыта, как нигде более, переплетаются проявления объективно ценного и индивидуального, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю. К. Бабанский). Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В.А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Р.Г.Хазанкин, М.П.Щетинин, П.М.Эрдниев, Е.А.Ямбург и многие другие стали достоянием учительства всей страны.
Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982. - С. 151.
       Инновационная направленность деятельности педагогов включает и вторую составляющую - внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и психологии дляпедагогических  работников часто остаются неизвестными из-за отсутствия современной информации. В специальных работах В. Е. Гмурмана, В.В.Краевского, П. И. Карташова, М. Н.Скаткина и других показано, что внедрение результатов педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов в своей практике. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов.
     В этой связи возникает вопрос о том, кто может и должен быть распространителем и пропагандистом новых педагогических идей и технологий. Изучать и распространять опыт отдельного педагога или опыт ОУ, результаты научных исследований должны группы подготовленных педагогов под руководством заместителя директора. Необходимость создания таких групп объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, автор педагогического новшества или какой-либо конструктивной педагогической идеи или технологии не всегда отдает отчет в его ценности и перспективности. Во-вторых, он не всегда считает нужным заниматься внедрением своих идей, так как это требует дополнительного времени, усилий и др. В-третьих, новшество в изложении его автора не всегда получает обоснованную научную и методическую инструментовку. В-четвертых, при изложении автором своих инноваций и путей их внедрения со стороны коллег может проявиться реакция "отторжения" в силу личностных особенностей как автора, так и его коллег. В-пятых, указанная группа способна взять на себя функции не только внедрения, но и последующего анализа и коррекции в отношении как отдельного учителя, так и педагогического коллектива. В-шестых, такая группа осуществляет педагогический мониторинг, систематический отбор, отсеивание новых идей, технологий, концепций по материалам отечественной и зарубежной печати и опыта работы вузов.
     Управление внедренческой деятельностью не исключает участия в такой работе самого автора, наоборот, это создает условия для максимального использования и стимулирования его индивидуально-творческих возможностей. Таким образом, в условиях ОУ  объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций.
    Критерии педагогических инноваций.Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
   Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для педагога, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым не является. В этой связи необходимо подходить к включениюпедагогов в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающиеся степенью известности и областью применения.

Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средствпедагогов и обучающихся для достижения результатов. Разные педагоги могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда обучающихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.
    Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия - в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.
     Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности педагогов, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных педагогов, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению.
   Знание критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для проявления педагогом многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры от простого репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных педагогическому сообществу знаний, технологий, концепций на индивидуально-логическом уровне до их эвристической, креативной разработки и внедрения.
     Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Смысл первой причины состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации; смысл второй причины заключается в том, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом, отношении.
   Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяет как отдельным педагогам, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводило ОУ к тому, что рекомендованное чаще сверху нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.
     Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в ОУ инновационной среды - определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс учреждения. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности педагогов, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент сопротивления педагогов нововведениям, помогает преодолеть стереотипы в профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении педагогов к педагогическим инновациям.
    Диагностическая методика изучения инновационной деятельности педагогов. Технологически проблема создания, освоения и внедрения педагогических новшеств может решаться на основе концепции диагностического изучения педагогического опыта, разработанной научным коллективом под руководством Я. С.Турбовского . Использование диагностической методики позволяет выявить сильные стороны в деятельности педагогов, их запросы и потребности, в целом вести целенаправленную работу по развитию профессионально-педагогической культуры, создавая условия для проявления инициативы и творчества каждого педагога.
 Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе / Под ред. Я.С.Турбовского. - М., 1989.
Центральная идея концепции диагностического изучения состоит в том, что в опыте каждого педагога или коллектива школы во взаимодействии присутствуют элементы как положительного, опережающего, так и отрицательного опыта и что конкретность, эффективность в работе по формированию профессионально-педагогической культуры требует четкого и конкретного выявления положительных и отрицательных характеристик деятельности.
    Диагностическая методика изучения инновационных процессов предусматривает:
• систематическое изучение профессионально-педагогических интересов, потребностей, ценностных ориентаций педагогов, формирующихся на основе преодоления реальных трудностей педагогической деятельности;
• поиск путей, концепций, технологий передового педагогического опыта, направленных на удовлетворение интересов и потребностей педагогов;
• выбор соответствующих особенностям личности педагогов  видов освоения и внедрения педагогических инноваций (показ, описание, открытые занятия, изучение литературы, подготовка докладов, участие в экспериментальной работе и др.).
    Практическая работа по диагностическому изучению педагогических инноваций включает в себя несколько этапов. На первом этапе проводится анкетирование педагогов, экспертиза анкет, уточнение данных анкет в процессе индивидуального собеседования, анализ диагностических данных. На втором этапе с учетом конкретных данных первого этапа проводится планирование и реализация планов работы по повышению уровня профессионально-педагогической квалификации. Материалы диагностики берутся в основу планирования методической работы школы, работы предметно-методической комиссии, индивидуальной методической работы учителя. На третьем этапе подводятся итоги работы и повторное диагностирование. Задача данного этапа состоит в том, чтобы направить деятельность педагогов на определение конечных и промежуточных результатов работы; на анализ изменений, произошедших внутри педагогического коллектива; на анализ и оценку работы методических объединений и комиссий.
  Опыт показывает, что диагностический подход позволяет по-новому строить работу по повышению квалификации педагогов, влиять на устойчивость результатов работы. Однако важно помнить и другое: успешное использование диагностической методики зависит от направленности на инновационную деятельность, на развитие педагогического творчества и инициативы.


Использованная литература:

1.     Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982. - С. 151.

2.     Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе / Под ред. Я.С.Турбовского. - М., 1989.

ПОДГОТОВИЛА:

                                                                                 ТКАЧЕВА А.Н.

 

     За последние годы профессии цветовода и ландшафтного дизайнера стали не только востребованы,  но и  чрезвычайно модными. Однако ландшафтное искусство  требует почти энциклопедических  знаний в области  архитектуры  и строительства, проектирования и ботаники, растениеводства, истории и даже философии. Во многих городах имеются курсы  ландшафтного дизайна, но все они рассчитаны на взрослых людей, имеющих  либо биологические, архитектурные, сельскохозяйственные  знания.

     Не первый год в Егорлыкском Центре внешкольной работы функционирует летний оздоровительный лагерь «Лотос». Его летопись и история накопила много интересных фактов и событий, обучающиеся с желанием его посещают. Но наибольшую популярность оздоровительный лагерь начал приобретать, когда мы начали организовывать тематические смены. Наш лагерь работает не только в летние каникулы. В этом году были организованы две тематические смены: в осенние каникулы – смена называлась «Ум.Ка. Умные каникулы», в весенние каникулы – экологическая смена «Эколог и Я»

 

Мастер класс для педагогов ОУ района «Черенкование фикуса»

 

Педагог: - Добрый день, дорогие коллеги. Я рада видеть  вас у себя в гостях. Мы находимся в кабинете, где занимаются ребята детского объединения «Крокус», занимаемся мы ландшафтным дизайном и цветоводством. Я думаю, каждому из вас знакомо и любимо это занятие.

Если любишь цветок, этого довольно –

Смотришь на него и чувствуешь себя счастливым.

Так сказал Антуан де Сент-Экзюпери

- Чтобы вы поняли значение цветов в жизни человека, я расскажу вам вполне реальную историю. В гробнице Тутанхамона, найденной археологами в 1922 году, все вещи оказались нетронутыми. Сказочные сокровища потрясли всех очевидцев. Но самым поразительным было то, что в могиле фараона, жившего 3500 лет назад находился нежный венок полевых цветов, положенный туда молодой женой правителя Египта. Археолог Картер писал впоследствии « Вся царская пышность побледнели перед высохшим пучком цветов»…..На Земле растет такое огромное количество цветов, что невозможно просто знать все их названия. Но все же я надеюсь среди вас есть настоящие ценители этих прекрасных растений.

 Конкурс «Вопрос – ответ»

1. Какая знаменитая война названа именем цветов даже с указанием их цвета (Война Алой и белой розы, Англия)

2. Трилистник  - символ счастья. Символом какой спортивной фирмы он является? (Адидас)

3. Из какого цветка люди получают шафран, который используют как краску, приправу (из крокуса)

4. В каких сказках в названии встречается цветок?(«Аленький цветочек», «Цветик – семицветик»)

5. Какой цветок вызывает у правоохранительных органов много проблем?(мак)

6. В одном античном мифе рассказывается о юноше, который вопреки гневу богов, постоянно занимался самолюбованием. В какой цветок его превратили боги? (нарцисс)

-   Наше объединение работает по модифицированной программе, параллельно я работаю над своей авторской программой «Донской цветовод». Ее характерное отличие заключается в том, что она включает в себя региональный компонент, то есть знакомство с культурой цветоводство постоянно переплетается с проблемами выращивания растений именно в нашей  засушливой зоне. Также от других программ моя программа отличается тем, что мы говорим о значении цветов в культуре: живописи, поэзии, эстетике быта.

     - Сегодня я хочу познакомить вас с очень важным для цветовода любителя процессом черенкования, его правилами. В осенне-зимний период не рекомендуется проводить черенкование и размножение растений. Но не отказываться,  же из- за этого от раздобытого редкого вида растения. Тем более, если сделать все правильно, то черенок обязательно даст корешки. К тому же я подобрала для черенкования фикус Бенджамина, который отлично переносит черенкование в любое время года, в отличие от других культур.

 Родина фикуса индия, Гималаи, Шри-Ланка, Западная Африка. У фикуса Бенджамина мелкая листва, причем кончик каждого листка оттянут и образует «капельницу» для стекания лишней влаги, попадающей на кожистые листья в период муссонов. Над ним селекционеры изрядно потрудились: есть формы с волнистыми и прямыми краями и т.д. (Показываю коллекцию своих фикусов)

Существует много способов размножения (показываю фикус, выращенный воздушным отводком).  Сегодня мы попробуем  способ размножения – черенкование. Стебелек  с несколькими листочками – черенок, на нем  должно быть 2 - 5 листочков, Срывать его нужно с пяточкой, обмыть млечный сок.

-  Я думаю, каждый из вас захочет посадить такой черенок, чтобы из него выросло красивое растение. Его вы можете подарить маме, детям из младшей группы, отнести в школу или просто поставить в своей комнате.

- Посмотрите, как нужно сажать черенки.

Воспитатель показывает и объясняет, как сажать растения.

- Взгляните, что видно на дне горшочка? Для чего это отверстие?

Дети делают предположения.

- Чтобы стекала лишняя вода и не высыпались земля и песок. Нуж­но закрыть это отверстие черенками, положить их выпуклой сто­роной кверху. Затем на дно насыпать песок до первой полоски и слегка умять его; от первой до второй полоски положить землю и опять слегка умять, затем от второй полоски до верха горшка, не доходя до него на палец, опять насыпать песок. После этого землю надо немного полить, подождать, пока вода впитается; в центре горшка сделать палочкой небольшую лунку, посадить в нее черенок до первого листика и легонько прижать землю вокруг черенка.

- Чтобы растение лучше укоренилось,  мы используем чудо-порошок «Корневин». Для лучшего укоренения мы создадим тепличные условия, накроем горшочек пластиковым стаканом и даже заклеим скотчем при необходимости.  В дальнейшем вы будете за ними ухаживать: опрыскивать их из пульверизатора, снимать стакан  с теплички, проветривать. Поливать  их нужно,  очень мало. Когда на ваших черенках появятся новые листочки, значит,  черенки  при­жились.  

Чтобы делать все по правилам, необходимо сделать запись, что мы посадили, когда, лучше если эта надпись будет на горшочке.

- А теперь уберите свои рабочие места.  И скажите, что нового вы узнали для себя. Вы конечно люди много знающие, но всегда можно чего- то не знать? И может быть вы даже можете нам подсказать какой то новый способ выращивания любого растения. Я собираю для своей программы новые  способы.

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЫ БУДУЩИЕ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Д/О «КРОКУС»

7-8 ЛЕТ

 

Цель: Прививать любовь к малой Родине и её прошлому

Задачи:

  1. Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, стремление приходить на помощь, выручать из беды,  желание подражать героям.
  2.  Развивать интерес учащихся для изучения истории родного края.
  3. Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков.
  4. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине.

Оборудование:аудиозаписи, презентация о героях станицы Егорлыкской, военный билет, награды,  звездочки – награды, принадлежности для водных процедур,  портянки, сапоги, карточка – задание с местом нахождения военного билета.

Ход занятия.

№5 Ведущий: -  23 февраля вся страна отмечает великий праздник – День защитника Отечества.Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Так было и так будет всегда.   Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя –Россия.  Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец. Еще говорят: отечество. Послушайте,  как одинаково звучат слова: отечество, отчизна, отчий край, отчий дом, отчество, отец.  Как называется наш отчий край?

Ответы детей

- А кто считается защитником?  – все мужчины.  Сегодня мы пригласили мальчишек  пройти испытание и получить звание «Юный защитник станицы Егорлыкской».

№5Ведущий:-  Мы рады приветствовать претендентов на почетное звание«Юный защитник станицы Егорлыкской».

1.      Веретенников Евгений

2.      Авилов Демид

3.      Зеленский Ярослав

4.      Чернышов Артем

5.      БойкоДмитрий

6.      Осадченко Олег

Ответы детей

Ведущий:-  На наш конкурс мы пригласили специалистов, которые помогут вам пройти испытания

1.      Емцева Марианна Васильевна – краевед, историк, настоящий патриот станицы Егорлыкской

2.      Шутко Юлия Анатольевна – специалист по казачеству

3.      Ткачева Алла Николаевна – специалист по физической и моральной подготовке будущих защитников

4.      Данилюк Екатерина Петровна – директор нашего ЦВР

- Вам сегодня предстоит показать,  обладаете ли вы качествами  настоящих солдат или вам пока еще рано носить почетное звание. Вы проявите свою смелость, знания, отвагу, спортивную подготовку, сноровку, смекалку.

 Пригласили и ваших одноклассниц, потому что они больше всех нуждаются в вашей защите, они же слабый пол, а мужчины – сильный. Девочки будут переживать за вас, поддерживать. Каждая девочка получает специальный планшет, на который она будет  наклеивать ваши награды.

 К испытаниям все готовы?  Готовы ли вы  стать настоящими защитниками нашей родины?

Ответы детей

Ведущий:-  Вот и прошли вы первое испытание. Не струсили, не испугались ответственности. За подвиги защитников награждают медалями, орденами (показываю награды). А вам, за каждую вашу победу будут выставлять звездочки.За первое испытание каждый из вас получает первую награду – красную звездочку. (Девочки наклеивают звездочки на именные планшеты).

Ведущий:-  Теперь с вами будет работать краевед - историк.  Вам предстоит показать свои знания. Будьте старательны.

Краевед - историк: - А вы знаете, что значит любить свою родину

Ответы детей

 Краевед- историк: - Любить это еще означает знать историю своего края, ее героев. А вы любите свой отчий край,  малую родину?  Малая родина, это место где ты родился, живешь и любишь свой край родной.

1.      Как называется наша малая родина?

2.      А как называлась наша страна раньше? (Русь)

3.      Кто защищал землю русскую? (Богатыри).

- Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой. А сегодня я расскажу о героях, которые защищали нашу станицу Егорлыкскую в Великую Отечественную войну от немцев.

Презентация о героях станицы Егорлыкской.

Ведущий:-  Наш народ гордится боевым прошлым нашей армии. Теперь вы тоже о них знаете.  Назовите улицы, которые носят имена героев – защитников нашей станицы?

Ответы детей

Ведущий:-   Вы зарабатываете звездочки за правильные ответы

Ведущий:- Солдат всегда пример для остальных. Они всегда подтянуты, стройны, форма выглажена. Согласитесь, что бравый солдат, уверенный в себе, сможет постоять и за себя и за слабого ребенка, сестренку, бабушку и маму.  А слабенького, неопрятного, неумытого солдата, наоборот хочется защитить. Мы сейчас проверим вашу боевую выправку.

1.      Конкурс «ВЫНОСЛИВОСТЬ» Просидеть как можно дольше на стуле с вытянутыми вперёд руками и ногами.

«Яблочко» Ведущий:-  Вы зарабатываете звездочки.

2.      Конкурс ПОДЪЁМ.Кто быстрее наденет «обмундирование» Мальчики встают вокруг скамейки, на которой лежат их куртки и шапки, вывернутые наизнанку. Звучит медленная музыка, дети плавно кружатся вокруг скамейки, изображая спящих. Как только музыка умолкает и звучит сигнал «Рота, подъём!» - ребята надевают первую попавшуюся одежду и встают по стойке смирно.

Ведущий:-  Вы зарабатываете звездочки.

Ведущий: -  Будущие защитники, обращаюсь к вам, вы самостоятельно одеваетесь, умываетесь без напоминания?  Мы должны быть уверены, что будущие наши защитник  всегда умываются, во время чистят зубы и умеют следить за собой. Пока девочки  считают до десяти, вы должны по одному предмету перенести к себе на стул, то,  что вам пригодится на службе в армии.

3.      Конкурс называется «ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ»

Ведущий:-  Вы зарабатываете звездочки. А сейчас с вами будет работать специалист по казачеству.

Специалист по казачеству: - Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Анатольевна. Сегодня, я расскажу вам о казаках.  Я не уверена, что много знаете о казачестве, но твердо могу сказать, что вы любите казачьи песни. Откуда мне это известно? Просто я еще в жизни не встречала человека, который не любил бы эти песни. Мы живем в чудесной станице, где хорошие люди поют замечательные песни.

 Столетиями, летят над донским краем, над хуторами и станицами прекрасные народные песни. И живут на нашей благодатной земле замечательные люди, которые заселили эти земли давно, и называли их тогда - казаки. Казаки славились отвагой, были хорошими воинами и на суше и на море. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед все были воинами, защитниками своей родной станицы. И сейчас в мирное время казаки стоят на страже, охраняют покой мирных жителей. Они всегда приходят на помощь, в трудную минуту могут защитить. Но чтобы стать казаком надо тоже многое уметь. Казак должен преодолевать трудности.

Настоящий казак носит всегда сапоги и должен уметь носить портянки. Я вам сейчас покажу, как это делается, а вы потом попробуете

«Яблочко»

4.      Конкурс «НАМОТАЙ ПОРТЯНКИ»

Ведущий:-  Вы зарабатываете звездочки.

Специалист по казачеству: - После службы казаки возвращались домой, продолжали трудиться на земле, вели своё хозяйство. Песни сопровождали казаков везде, это и посев, и сбор урожая, и свадьба и крещение ребёнка. В походах  на войне казаки тоже пели о своих подвигах, песня помогала переживать тяготы военной службы, разлуку с семьей. А вы знаете казачьи песни?

Песня «Казачата»

Ведущий:-  Пришло время подсчитать ваши награды. -  Сегодня вы доказали, что можете стать хорошими солдатами, а значит и защитниками.  Посмотрите, какие удостоверения имеют настоящие защитники отечества, которые прошли службу в армии. (показываю военный билет).   Сейчас вы тоже получите документы, но вы должны знать полностью свое имя , отчество, которое необходимо внести в документ. И самое главное испытание для вас – вы должны проявить смекалку, скорость, находчивость, для того, чтобы отыскать свой документ. Я выдаю вам сведения о месте нахождения вашего военного билета, а вы должны постараться первым найти его.

5.      Конкурс  НА ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Слово директору ЦВР: - Вы прошли испытания с честью и достоинством Мы вручаем вам документ, который удостоверяет в том, что вы получили почетное звание «Юный защитник станицы Егорлыкской».  Но помните, чтобы защищать нашу родину, своих мам, младших братьев, стариков, своих подруг, вам нужно ещё многому научиться, стать ещё сильнее, смелее и выносливее, не бояться заступиться за тех, кого обижают. Но самое главное правило настоящего мужчины: самому никого не обижать, даже если ты сильнее.  

№5  Вручение документов«Юный защитник станицы Егорлыкской».

 

 

ПОДГОТОВИЛА:

ТКАЧЕВА АЛЛА НИКОЛАЕВНА

РУКОВОДИТЕЛЬ Д/О «КРОКУС»

 

Сценарий выпускного в Центре внешкольной работы

«Дом, в котором мы живем»

 

Звучит  песня "Кто тебя выдумал, звездная страна"М.Таривердиев, Н.Добронравов

Выходят ведущий с Маленьким принцем

Ведущий:-   Добрый вечер, друзья. Мы рады приветствовать всех на нашем традиционном выпускном вечере.

Маленький принц:  смотрит на ведущего, тянет нетерпеливо его за руку.

Ведущий: -  приобнимает за плечи Маленького принца - Экзюпери придумал много историй про Маленького принца и про то, как он путешествовал. Придумал ему друзей. 

Маленький принц:   утвердительно кивает головой.

Ведущий: -   Но его планета такая маленькая, на ней помещается всего три вулкана - два действующих и один так себе, одна роза и так, всякие мелочи.

Маленький принц:  - Один мой знакомый Лис говорил, что у вас на земле живут только куры и охотники. А я все время думал, что этого не может быть, ведь на такой большой планете должно же быть еще что-то?  Простите, совсем забыл представиться - меня зовут Маленький принц.
Ведущий: - Маленький принц еще никогда не был на празднике среди людей. Ему очень интересно все увидеть своими глазами.
Маленький принц: - Я был прав,  здесь очень много интересного, пока мы летели, я видел деревья, дома,  было тихо и спокойно.  Если честно, я еще не встречал таких  красивых мест? Как называется этот дом?

Ведущий:-  Это дом, в котором мы живем. Мы – это ребята и взрослые,  которые верят в чудеса и даже сами их творят. И  у нас  сегодня праздник – выпускной вечер
Маленький принц: - Как интересно! Но вот теперь вы знаете про меня, я знаю, кто вы, позвольте познакомить вас с моей розой.

Роза:    - Ах, я насилу проснулась…Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная…

 Маленький принц не мог сдержать восторга:

    -Как Вы прекрасны!

Роза: -    -  Да, правда?- был тихий ответ.- И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

Любая песня в исполнении Розы

Маленький принц:-  А в твоем доме есть волшебники?

Ведущий: -  Конечно,  есть и очень много. Все наши ребята учатся какому - нибудь волшебству. Некоторые из них уже научились и на нашем празднике мы их сегодня отпускаем.
Маленький принц:-  Ах, как  моя Роза обожает  праздники, потому что на празднике  все ею  любуется. Неисправимая кокетка! Но она мой друг, и я принимаю ее такой, какая она есть. А пока она красуется, познакомьте меня с кем - нибудь  еще.
Ведущий:-  Знакомьтесь, ваше величество -  танцевальная группа «Изабель» руководитель  Бертякова Т.Н.

с танцем «Ах, мамочка, на саночках»  Музыка: А.Флярковский,

Маленький принц:- Я слышал, что на земле очень  много взрослых. Они такие странные эти взрослые, совсем не верят в чудеса.

Ведущий:-   А мы сегодня пригласили на нашу встречу таких взрослых, которые верят в чудеса, а еще, помогают  детям  их творить. Нам очень приятно видеть в нашем зале   Карнаух Людмилу Викторовну, Пупкову Наталью Борисовну, Чеботникову Т. В.  Давай, пригласим их на сцену, и ты сам во всем убедишься.

Слово гостям

Ведущий:-  А мы дарим нашим гостям танец
Маленький принц: - Я так рад, мне очень нравится у вас, но у меня так мало времени. Мне ещенадо найти новых друзей и узнать разные вещи.
Ведущий:  -  Узнать можно только те вещи, которые приручишь, у людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями.
Маленький принц: - Это точно, но у вас есть ребята, которые живут в этом доме, - а они умеют  дружить?

  Ведущий:-  Да, они вместе ходят в школу, вместе занимаются у нас в кружках, участвуют в конкурсах. Вот я сейчас представлю победителей конкурса «Улыбки друзей», который провели  юные корреспондент  газеты «Наш формат», руководитель Жувак Г.Г.

Вручение грамот

Маленький принц:- А зачем на вашей планете вообще взрослые? Им всегда некогда, даже помечтать.

Ведущий:-   Да мечтать им некогда, но ведь есть другие важные дела. Ведь ты, маленький принц всегда говоришь «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету……»

Маленький принц:  - А они ухаживают за кем-нибудь?

Ведущий:-  Взрослые учатся у тебя ухаживать за своими любимыми детьми, как ты за своей розой. Смотри, каких прекрасных умельцев они помогают педагогам растить. Сегодня мы хотим отметить самых активных родителей. Слово для награждения предоставляется директору ЦВР Данилюк Екатерине Петровне

Ведущий: -  Сейчас наше подрастающее поколение поющих волшебников исполнят для всех родителей,

песню «Лети, лети, лепесток» музыка К.Костина, слова И.Григорьевой. 

Маленький принц:- Интересно увидеть детей,  которых вырастили такие прекрасные родители. Как у них получается?!  ведь моя Роза такая капризная.

Ведущий:-  Эти чудные дети,  которые успевают и в школе учиться, родителям помогать и в нашем  доме  вести активную жизнь получили грамоты.  Ребята, помашите маленькому принцу  рукой. А зрители, поздравьте их аплодисментами

Ведущий:-  в исполнении старшей группы «Этюд»

"Небо засыпай" слова и музыка Максимова М.

Маленький принц:  -  Ребята, а вы знаете такую чудесную страну Франция. Мне о ней рассказывал мой взрослый друг Экзюпери.

Ведущий: -  Я тебе открою секрет, здесь в зале есть большие знатоки Франции.

Маленький принц:  - Я думаю,  они такие  чудесные, умные, пытливые... Нет, у меня не хватит прилагательных, предположить , какие они. Давайте лучше будем громко хлопать, и они выйдут к нам.

Ведущий: -  Я приглашаю Пригородову Ксению и Редчук Алину. (Вручение грамот)

Маленький принц:-  И все - таки  странные люди, эти взрослые. И вы тоже стали какими-то странными. Кивает в сторону получивших грамоты детей

Ведущий:-  Маленький принц, ведь дети вырастают и становятся взрослыми.

Маленький принц:- Как жаль. А ты  умеешь  считать звезды?

Ведущий:-  Считать звезды? Как?

Маленький принц:-  О! Это очень трудно. Это умеют  делать  только дети и звездочеты. А у вас есть звездочет?

Ведущий:-  Есть. Но об этом еще никто не знает. Звездочетами не становятся, ими рождаются. А наши  звездочеты умеют не только считать звезды, они их зажигают и выпускают. Сегодня, например, они выпускают еще 32 звездочки.

Ведущий: -  вызывает выпускников.

Ведущий: -  Для вручения свидетельств мы приглашаем директора нашего дома Данилюк Е.П.

Выпускники: -Дорогие наши педагоги и наставники

Отчего же сегодня не скрыть наши слезы?

Вы — как Маленький принц, мы — как нежные розы.

Вы в заботе о нас о себе забывали,

Обучая всему, от невзгод укрывали.

Посадили ростки самой сложной науки

И лелеяли их ваши добрые руки.

Мы как розы капризными часто бывали

И порой наши чувства глубоко скрывали.

Мы за все вам, за все благодарны душою,

На любовь отвечаем любовью большою.

Это вы нас из семечка вывели в люди.

Мы за это всегда благодарны вам будем!

Маленький принц:  - обращается к выпускникам - Вы красивы как моя любимая роза. А у вас есть мечта? Я помогу им исполниться. Вы напишите на звездочках  свои пожелания, и вместе с шариками и вашими мечтами я улечу на свою планету.

Звучит песня «Милый друг» в исполнении В. Леонтьева, слова П.Жагун, музыка Р.Горобец

 Фейерверк

 

подготовила

педагог дополнительного образования

Ткачева Алла Николаевна

   

Версия для слабовидящих  

   

Информационно-образовательные ресурсы  

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

pravo_gov_ru.jpg

navigator1

Закон о персональных данных 519-ФЗ 30.12.2020

 qr

 

qr code cvr

 

Ваше мнение фомирует официальный рейтинг организации:

qrcode

https://bus.gov.ru/

 

vdp161

   

Ответственный за сайт:  

Мартыненко Н. В.

тел.: +7(928) 778-22-20;

E-mail: n1kitamart@mail.ru

пн-пт - 08:00-17:00;

Значок вк (вконтакте) в png формате

   

Login Form  

   
© Copyright © , МБОУДО Егорлыкский Центр внешкольной работы, 2016